Рубрики

Что такое аудит нематериальных активов

В статье пойдет речь о нематериальных активах. Что представляет собой аудит активов, по какой методике проводится, какие документы нужны – далее.

Содержание

Хозяйственная деятельность предприятий невозможна без использования активов нематериального типа. Они составляют основу этой деятельности. Необходимо знать, как правильно вести учет НМА, списывать их и проводить инвентаризацию.

Общие сведения ↑

Нематериальные активы отображаются в отчетности. Подразделяются на 2 типа – объекты интеллектуальной собственности и другие виды активов.

На этапе планирования проверки аудитор должен определить степень существенности, выяснить риски аудита и процедуры, которые используются при проверке.

При проведении проверки аудитор должен взять во внимание следующее:

  • не могут считаться НМА качества гражданина, его специализация, трудовая способность;
  • факт наличия активов должен подтверждаться документами;
  • изначальная стоимость должна устанавливаться правильно;
  • должны соблюдаться правила списания средств;
  • должна начисляться амортизация;
  • правильное ведение учета.

Последовательность проведения операций по аудиту активов следующая:

  1. Изучить положения политики учета.
  2. Оценить уровень надежности системы контроля.
  3. Проанализировать состав средств.
  4. Определить объем позиций для осуществления инвентаризации.
  5. Анализ движения активов.
  6. Проверить правильность оценки.
  7. Проверить состояние учета.

Осуществляет проверку аудитор. Чтобы достичь цели, он должен:

  • дать оценку контроля внутри организации;
  • выявить методы;
  • разработать программу.

Объектами НМА являются:

  • право на создание, образец и нужную модель;
  • авторские права на использование программ;
  • право собственника на товарный знак и его использование;
  • расходы организации;
  • репутация.

Чтобы объект признать нематериальным активом, необходимо выполнение нескольких условий:

  • не должно быть физической структуры;
  • возможность отделения предприятия от имущества другого типа;
  • использование продуктов, которые необходимы для нужд организации;
  • применение их долгое время – минимум год.

Основные термины

Нематериальный актив Имущество, которое не имеет материально-вещественного содержания, и применяется при производстве продукции, выполнении работы, сбыта товара в течение длительного времени
Аудит Проверка отчетности организаций и деятельности в общем
Аудитор Человек, осуществляющий проверку

Каково его значение

Целями аудита считаются:

Оценить правдивость данных баланса бухгалтерии Которые отображаются, а также примечания к этому коэффициенту
Определить соответствие Методики учета нормативным актам

Чтобы достичь целей, необходимо решить следующие задачи:

Сделать оценку соответствий Отчетов бухгалтерии данным учета
Осуществить проверку правильности соотнесения Объектов к активам нематериального типа
Сделать подтверждение достоверности Оценки расходов на покупку активов
Осуществить проверку полноты и своевременности Отображения и оформления документами учетных операций
Подтвердить правильность документального оформления Тех операций, которые были осуществлены предприятием

Правовое регулирование

Порядок учета нематериальных активов регламентируется такими законами и актами:

Положение по ведению учета бухгалтерии и отчетности Которое было утверждено Приказом № 34 Департамента финансов, принятым 29 июля 1998 года
Приказ № 67 Министерства финансов «О формах отчетности бухгалтерии» Принятый 22 июля 2003 года
Федеральный закон № 119 «Об аудиторской деятельности» От 13 июля 2001 года
Стандарты федерального уровня аудиторской деятельности

Аудит операций с нематериальными активами ↑

Программа по проведению аудита включает такие этапы:

Ознакомление На данном этапе проводится анализ активов нематериального типа. Аудитор обязан изучить данные учета, регистры бухгалтерии подтвердить обоснованность выбора объекта в качестве актива. Также необходимо проверить оформление документа учетами
Проверка учета поступления актива Организация вправе покупать их за определенную сумму по соглашению о купле и продаже, получить бесплатно или как вклад в капитал. Также можно разработать самостоятельно, привлекая посторонние предприятия. Обязанность аудитора – проверить, откуда активы поступили и стоят ли они на учете
Учет начисления списанных активов Необходимо рассмотреть способ выбытия, имеются ли основания для их списания и подтверждение документами
Аудит обложения налогами операций по использованию активов Налоговый и бухгалтерский учеты могут отличаться. Чтобы выявить возможные риски, необходимо изучить учетную политику. Предугадать стоит следующие моменты – область применения, планы, документы, сроки работы групп аудиторов

Выделяют 4 направления аудита:

  • наличие и сохранность основных средств;
  • аудит движения;
  • правильность зачисления износа;
  • правильность обложения налогами.

Цель аудита операций – дать подтверждение порядка ведения учета бухгалтерии (который действует в проверяемой организации).

Чтобы ее достичь, необходимо:

  • составить план;
  • дать оценку системе;
  • выявить методы аудита.

Какая применяется методика

Аудитор может использовать любые средства для достижения цели. Среди основных методов выделяют:

Пересчет Производится проверка ранее выполненных клиентом расчетов. Данный метод дает точную информацию
Инвентаризация Этот прием может подтвердить наличие имущества и обязательств финансового типа, дать точные сведения, применяются ли эти процессы. Во время проверки аудитор вправе следить за е проведением
Подтверждение При осуществлении операций участвуют третьи лица, которые могут предоставить письменное подтверждение тех данных, в которых аудитор сомневается
Запрос Имеет вид документа, который подготавливает руководство компании
Интервью с сотрудниками
Проверка документации
Прослеживание Применяя этот метод, можно изучить те события, которые отображаются в учете. При этом аудитор обязан выборочно проверить документацию и их запись в регистры
Аналитические процедуры Дается анализ и оценка информации, которую аудитор получил в ходе проверки. Этот метод нужно применять на первом этапе (планирование), когда соглашение о проверке еще не подписано

По поводу наличия

Чтобы вести учет наличия НМА, необходимо несколько документов – акт приема-передачи, протокол собраний, акт о списании объектов.

Если у предприятия в наличии несколько типов нематериальных активов, то для каждого по отдельности присваивается субсчет.

Поступают объекты в организацию несколькими путями:

  • покупка;
  • предприятие разрабатывает самостоятельно;
  • бесплатное получение от других организаций;
  • обмен на другое имущество.

Учет осуществляется по специальным карточкам, которые ведутся бухгалтерией.

Достоверности учета

При выборе метода проведения аудита во внимание берется такой фактор, как достоверность. Методы должны вызывать доверие и давать правдивую информацию.

Это будет способствовать достижению целей. Задача бухгалтерии – обеспечить достоверный учет тех активов, которые поступают в организацию.

Проверка выручки

Продаже подлежит не объект активов, а право на его использование. В учете необходимо отобразить выручку, полученную от продажи. Если ее сумма выше стоимости НМА и расходов на его приобретение, то разница списывается по проводке Д 91 К 99.

Выбытия НА

Цель этой проверки – достичь уверенности в том, что операции по выбытию активов отображаются в отчете бухгалтерии вовремя, согласно требованиям законодательных актов.

Задачи аудитора при этом следующие:

Просмотр необходимых документов Проведение опросов руководящих лиц с целью выявления причин, по которым активы выбыли
Определение факта Продолжают ли активы приносить пользу организации, не утратили ли они эту способность
Установить, правомерно ли списали с учета активы Правильно ли это оформлено документами

Нематериальные активы могут выбывать в следующих случаях:

  • окончание срока действия права предприятия на итоги деятельности;
  • передача по соглашению;
  • переход прав к другим лицам с отсутствием соглашения;
  • дарение;
  • недостача актива в ходе проведения инвентаризации.

Когда выбывает актив нематериального типа, сумма амортизации (которая накопилась за весь период) списывается в дебет по счету 05 с кредита 04.

Если передача безвозмездная, то платить налог будет та сторона, которая передает актив. Все доходы и расходы в процессе выбытия должны отображаться в отчете бухгалтерии.

Перед тем, как списать актив, организация должна удостовериться, что он больше не пригоден к использованию. Чтобы это сделать, руководитель предприятия должен создать комиссию (в которую обязательно входит бухгалтер).

Ее обязанность – выяснить причину списания объекта и на основе этого составить акт. Затем передать его в бухгалтерию для списания актива. Активы нематериального типа служат длительное время.

В Гражданском кодексе содержатся сроки, в течении которых права на пользование активом действуют:

20 лет Изобретения
10 Полезные модели
15 Промышленные образцы

Права на знак товара действительны 10 лет. Срок можно продлить. Когда он истекает, актив необходимо списать. Если объект подлежит продаже, то с баланса предприятия он списывается.

Если амортизация объекта

В обязанности аудитора входит проверка ежемесячной амортизации объектов. Сделать он может это несколькими способами – линейным, уменьшаемым остатком и списанием стоимости.

Аудитор должен выяснить, какой из способов использует проверяемая организация.

Определяются и способы начислений списанных активов – накопление начисленных сумм с использованием отдельного счета или уменьшение изначальной стоимости актива.

Есть определенные условия, которые помогают определить срок использования:

  • срок, в продолжение которого действителен патент; свидетельство или прочие ограничения сроков;
  • ожидаемый срок использования объекта.

Аудитор обязан проверить документацию, которая дает право пользоваться активом.

Чтобы проверить правильность амортизационных отчислений, проверяющий должен ознакомиться с такими документами:

  • политика учета для цели обложения налогами;
  • информационный регистр по объекту активов нематериального типа;
  • учетный регистр других затрат;
  • декларация о налогах на прибыль.

Какие нужны документы

Для подтверждения покупки нематериальных активов нужны такие документы:

  • приемочный акт покупки объекта в качестве НМА;
  • счета-фактуры на приобретение;
  • документы, которые подтверждают понесенные затраты на покупку;
  • платежные уведомления;
  • карточка учета.

Документы, которые подтверждают продажу активов, и служат для отображения их в учете:

Документы для подтверждения передачи активов нематериального типа в капитал другого предприятия:

  • решение общего собрания основателей общества, договор (в них должна быть дана оценка объекту);
  • акт о выбытии НМА;
  • учетная карточка (в которой указывается причина передачи).

О выбытии активов свидетельствуют следующие документы:

Акт о выбытии К нему должен прилагаться договор дарения
Счет-фактура Если объект был передан на безвозмездной основе

Таким образом, активы нематериального типа – составляющая часть хозяйственной деятельности предприятий. Они подлежат учету, инвентаризации и списанию по окончании срока действия.

Активы могут покупаться, поступать от посторонних организаций. Все действия, которые осуществляются с активами, подлежат отображению в отчетности бухгалтерии.

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Бухгалтерия Онлайн © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх