Рубрики

Что такое государственный аудит

Аудиторский финансовый контроль это явление новое даже для развитой рыночной экономики. Если с контролем финансовым все более-менее понятно, то об аудиторском контроле этого не скажешь. Что же такое государственный аудит?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Одно из наиболее важных направлений государственной деятельности это реализация контрольной деятельности. Основу функционирования абсолютно любого государства составляют бюджетные средства.

Содержание

Потому такое важное значение придается контролю в сфере государственных финансов, то есть проверке формирования, распределения и использования средств из госбюджета. Что же являет собой государственный аудит?

Необходимые сведения ↑

Понятия контроля и аудита довольно схожи, но все же не являются синонимами. При этом довольно часто они взаимозаменяемы. Обусловлено это тем, что дефиниция «государственного аудита» до сих пор должным образом не закреплена нормативно.

Хотя весьма активно применяется в правовой доктрине. В РФ определение «аудита» все больше связывается с проверкой финансовой отчетности.

Проводят таковую независимые организации, руководствующиеся Федеральным законом «Об аудите». Государственный аудит обращен на умножение эффективности управления федеральными ресурсами.

К таковым причисляют государственные финансы, капитал интеллектуального характера, природные богатства, объекты собственности.

Такой аудит от лица государства обеспечивает объективный общественный контроль за результативностью работы органов власти и достижением поставленных задач развития.

Основные термины

Государственным аудитом называется вид контроля со стороны государства, предусматривающий рассмотрение финансовой деятельности и хозяйствования подконтрольного субъекта.

Рассмотрению подлежит верность ведения им финансовой отчетности и учета, легитимности проведения операций и соответственности их учрежденным нормативам.

Также исследуется действенность, результативность и экономичность административной деятельности госорганизаций касательно публичных финансов.

Целевым предназначением аудита является вынесение предложений и предоставление назначений по ликвидации выявленных недостатков.

Под представлением «государственного аудита» подразумевается все, что имеет отношение к системе госконтроля за работой структур государственной власти.

Аудит от контроля отличен тем, что не только проверяет расходование бюджетных средств, а еще оценивает текущую обстановку в деятельности организации.

При этом составляются рекомендации по совершенствованию работы, оцениваются социально-экономические прогнозы и долгосрочные национальные проекты.

Какова его роль

Целевым предназначением государственного аудита признается обеспечение:

Результативного и разумного применения Средств бюджета
Вырабатывание Действенных финансовых управленческих стратегий
Подобающего исполнения Административной работы
Информирования госорганов власти И общественности в некоторых случаях, посредством отчетов или публикаций

Государственный аудит это неотделимая часть общего регулирования правовой системы. Эта система должна выявлять отклонения от учрежденных стандартов финансового управления.

По итогам аудита планируются выправляющие мероприятия персонально для каждого случая выявленного изъяна. Также к ответственности привлекаются лица, прямо или косвенно повинные в возникновении отклонений.

Непременно принимаются меры по предотвращению подобных нарушений в будущем. По международным стандартам существует семь разновидностей государственного аудита.

Но основополагающими при этом можно считать только три из них:

Аудит финансовый Контролирующие органы осуществляют внешний контроль над верностью ведения учета и отчетности, целевого применения средств из бюджета, легитимности действий
Аудит соответствия Проверяется соблюдение законодательных норм и положений при применении бюджетных средств, выявляются отклонения от закона, способные повлиять на итоги финансовой отчетности
Аудит эффективности Дозволяет государству убедиться, что выделенные средства потрачены не только по назначению, но результативно и бережливо

Все прочие существующие виды госаудита, по сути, являют собой вариации аудита эффективности.

В целом роль государственного аудита состоит в предоставлении контролирующим органам информации о финансовой достоверности, эффективности деятельности и законодательном соответствии деятельности организации, подчиненной государству.

Нормативное регулирование

Термин «аудит» упоминается в Бюджетном Кодексе РФ, какой является полноценным источником регулирования государственного финансового контроля.

Но при этом в ст.157 БК под аудитом подразумевается контроль, а в ст.168.3 БК аудит понимается как проверка.

Законодательное регламентирование государственного аудита руководствуется Федеральным законом №41 от 5.03.2013 «О Счетной палате РФ».

Данный норматив регламентирует действия Счетной палаты при исполнении внешнего госаудита порядка организации федерального бюджета, управления и распоряжения государственным капиталом.

Счетная палата это непрерывно функционирующий высший орган внешнего госконтроля.

ФЗ №41 определено, что данная структура должна осуществлять постоянный государственный аудит, основанный на принципах эффективности, законности и открытости. 17.07.2005 в Протоколе №33К (1044) Коллегией Счетной палаты был ратифицирован стандарт внешнего госаудита СГА 106.

Наряду со Счетной палатой право финансового контроля в РФ имеется и у ряда других учреждений. К таковым относятся:

  • Центральный Банк РФ;
  • Главное контрольное управление Президента РФ;
  • Минфин РФ;
  • Департамент внутреннего государственного аудита;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования и прочие структуры.

Особенности проведения госпроверки ↑

Контрольные полномочия, которыми наделена Счетная палата, применимы ко всем государственным органам и учреждениям, внебюджетным фондам, банкам, организациям любых форм собственности, финансово-кредитным учреждениям, прочим объединениям.

Основным условием относительно данных субъектов является:

Использование в своей деятельности Средств из федерального бюджета
Использование собственности Принадлежащей государству либо управление таковой
Обладание таможенными Налоговыми или другими льготами, данными органами власти или федеральным законодательством

Все субъекты, подлежащие государственному аудиту, должны предоставлять надобную информацию по требованию Счетной палаты. Причем именно Счетная палата назначает, какие сведения являются нужными.

Главной целью создания Счетной палаты является контроль над исполнением бюджета. Счетная палата имеет вправе производить комплексные ревизии и тематические проверки.

Цель таковых заключена в установлении достоверности бухучета и финансовой отчетности, а также в определении полноты и своевременности относительно взаимных платежей федерального бюджета и ревизуемого субъекта.

Для осуществления ревизий и проверок Счетная палата получает от обследуемых организаций всю документацию по вопросам, относящимся к ее компетенции. При обнаружении нарушений составляются предписания и представления.

Также непосредственной обязанностью Счетной палаты считается проведение экспертиз, подготовка заключений и отзывов по запросам Президента РФ, Госдумы, Правительства, депутатов, госорганов РФ.

Используемая методика

Рабочая программа по государственному аудиту включает в себя несколько методов:

Проверка Осуществление действий по контрольному алгоритму для изучения документального состояния и соответствия нормам отдельных финансово-хозяйственных операций. Изучается также достоверность бухучета и отчетности относительно деятельности субъекта проверки за определенный период
Ревизия Проведение комплексной проверки деятельности организации. Выражается это в проверке законности всей совокупности осуществленных финансовых и хозяйственных операций, их правильности и достоверности отображения в бухгалтерской отчетности
Обследование Анализ состояния определенного направления деятельности субъекта и оценивание такового
Санкционирование операций Постановление разрешительной надписи после проверки документации, предоставленной с целью проведения финансовых операций. Надпись подтверждает соответствие данных нормам бюджетного законодательства РФ

Итоги ревизии и проверки оформляются актом. По результатам обследования составляется заключение.

Отдельного внимания заслуживают проверки. Они могут быть:

Камеральные Осуществляются по месту нахождения органа госконтроля финансов на основании бухотчетности и иной предоставленной по запросу документации
Выездные Проводятся по месту нахождения объекта проверки. При этом определяется соответствие по факту свершенных операций и данных отчетности и первичной документации
Встречные Выполняются в рамках камеральных или выездных проверок для установления либо подтверждения фактов, касающихся деятельности проверяемого объекта

Проверяемые объекты

К объектам, подлежащим государственному финансовому аудиту, относятся:

Главные получатели и распорядители средств Из федерального бюджета, администраторы доходов бюджета, администраторы источников финансирования бюджетного дефицита
Финансовые структуры Являющиеся получателями и распорядителями межбюджетных трансфертов, то есть бюджетных кредитов, предоставляемых из иного бюджета бюджетной системы России
Государственные и муниципальные учреждения
Унитарные предприятия Государственного и муниципального подчинения
Госкорпорации и госкомпании
Хозяйственные товарищества и коммерческие организации В чьем уставном капитале участвуют публично-правовые образования
Прочие юрлица, ИП, физические лица, использующие средства Предоставленные из бюджета либо обладающие государственными и муниципальными гарантиями
Кредитно-финансовые организации Проводящие операции с бюджетными средствами в рамках договоров о предоставлении средств из бюджета РФ

Действия госпрограмм

Аудиторская проверка государственных программ РФ своей целью предполагает оценку качества их формирования, а также исполнения в части:

Соответствия выполнения определенных требований И итоговых результатов
Соблюдения графиков реализации отдельных этапов Обоснованности действий и информации о ресурсном обеспечении
Соотношения затраченных бюджетных ресурсов И итогов

В данном случае речь идет о стратегическом аудите, который с 2005 года применяется Счетной палатой в целях контроля над исполнением стратегических целей по обеспечению безопасности и социально-экономическому развитию государства.

Содержание такого аудита практически аналогично аудиту эффективности, который направлен на осуществление контроля за итогами формирования и применения госресурсов в любой форме.

Для стратегического аудита и аудита эффективности применяется общая методология.

Эффективности использования средств (расходов)

К полномочиям Счетной палаты причисляется проведение аудита эффективности, направленного на установление результативности и экономности использования средств, предоставленных из бюджета.

Согласно ст.34 БК эффективность использования бюджетных средств предполагает достижение обозначенных результатов при использовании минимального объема средств (экономность) либо достижение наилучшего итога с применением обусловленного бюджетом объема средств (результативность).

Целью аудита эффективности является качественное совершенствование всего процесса управления федеральными ресурсами благодаря представлению достоверной и полной информации об эффективности работы организаций.

Также аудит эффективности измеряет результативность и экономическую эффективность расходов госбюджета. В процессе аудита эффективности проверке подлежит фактический результат.

Самой реализации или процессу принятия решений уделяется минимум внимания. Предметом такого аудита могут выступать госпрограммы либо деятельность проверяемого субъекта по применению бюджетных средств для выполнения обозначенных функций.

Аудит эффективности расходов это своеобразная форма финансового контроля. Оная помогает установить эффективность расходования бюджетных средств на достижение поставленных целей.

При проверке осуществляется контрольное изучение деятельности проверяемого субъекта. Аналитическая функция заключается в установлении причинно-следственных связей деятельности и итогов.

Синтетическая функция предполагает формирование рекомендаций по улучшению эффективности деятельности. Примечательно, что по итогам аудита эффективности использования средств не применяются меры принуждения.

Все сформулированные предложения носят исключительно рекомендательный характер. Необходимость в данном виде аудита обусловлена в потребности поиска и разработки более результативных по расходам управленческих форм.

Работа комитета внутреннего государственного аудита

Внутренний финансовый аудит применяется для министерств, комитетов, прочих органов исполнительной власти. Также подобная проверка проводится в общественных и религиозных организациях.

Осуществляется внутренний госаудит руководителями данных субъектов, а также специальными контрольно-ревизионными подразделениями, подчиняющихся руководству комитета, министерства или другого органа исполнительной власти.

Проводится внутренний государственный аудит не реже, чем один раз в год. По указанию вышестоящих органов относительно ревизуемого подразделения могут осуществляться внеплановые проверки.

Также внутренний аудит необходим при смене руководства, ликвидации субъекта либо по решению судебно-следственных органов. При этом продолжительность аудита не может превышать сорока дней.

Основными задачами внутреннего государственного аудита являются:

Обнаружение случаев недостач И хищения денежных средств или материальных ценностей, эпизодов бесхозяйственности, иных нарушений финансовой дисциплины
Формирование предложений по ликвидации Отклонений и способствующих их возникновению причин
Принятие подобающих мер По возмещению ущерба виновными лицами и т.д.

В целом государственный аудит представляет собой контроль со стороны государства за целесообразностью и законностью действий в сфере формирования, распределения и применения бюджетных средств с целью повышения эффективности социально-экономического развития государства и отдельных его регионов.

По сути, именно государственный финансовый аудит обеспечивает законность финансово-хозяйственной деятельности государства.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх