Рубрика: Особенности учета денежных средств

Особенности учета денежных средств

В статье будет идти речь об учете финансов. Для чего он необходим, как осуществляется и оформляется – далее. Финансы организации могут храниться в виде наличности, документов на расчетном или текущем счету.

Содержание

Порядок их хранения, использования, осуществление операций устанавливается Центральным банком. Важно знать, как вести учет финансов, существуют ли при этом нюансы.

Общие сведения ↑

Обращение с деньгами – движение финансов в процессе деятельности. Типы расчетов, которые связаны с движением этих средств, состоят из расчетов наличной и безналичной форм.

Денежные средства – оборотные активы, которые находятся в кассе или на счетах. Необходимы они для осуществления расчетов между поставщиком и подрядчиком.

Поступают средства в организацию от покупателей за определенную услугу или проданную продукцию. Финансы хранятся в кассе организации. Денежные средства могут храниться на предприятии в виде наличности или на счетах.

Порядок и форма расчетов определены в соглашении между сторонами. Банк осуществляет прием и выдачу средств по документам установленного образца – чек (если выдаются наличные со счета), объявление на взнос наличкой (если финансы перечисляются на счет).

Безналичных форм расчетов несколько, организация самостоятельно выбирает для себя подходящий вариант. При расчете используются такие документы как платежки, чеки, аккредитивы.

Факторы роли учета следующие:

  • увеличение размера организации и форм ее деятельности;
  • нестабильные внешние условия и факторы;
  • возможность реорганизации;
  • соглашения, контракты.

Первичная документация является основанием для отображения учета движения денежных средств в отчете бухгалтерии. Любая операция, связанная с финансами, должна осуществляться только на основе расчетного документа.

Это распоряжение, оформляемое письменно или в электронном формате. Расчетную документацию необходимо предъявить банку в продолжение 10 дней с момента его оформления.

Предоставить нужно столько экземпляров, сколько планируется участников расчета. Документ обязан подписать руководитель организации, печать также необходима.

Организация для ведения операций с денежными средствами обязана иметь счет. Чтобы его открыть, необходимо подать следующую документацию:

  • регистрационное свидетельство предприятия;
  • ксерокопия заверенного Устава;
  • ксерокопия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговую службу;
  • справки от фондов внебюджетного типа, что плательщик уплачивает взносы;
  • заявление на открытие счета;
  • карточка с образцами подписей.

Изучив и проверив документацию, сотрудник банка заключает соглашение и открывает счет.

Способы ведения учета подразделяются на:

  • группировку и оценку фактов хозяйственной деятельности организации;
  • погашение стоимости актива;
  • документооборот;
  • инвентаризацию;
  • обработку данных и прочее.

Чтобы хранить и выдавать денежные средства, предприятиям необходима касса. За все совершенные операции отвечает кассир. При поступлении ДС в кассу необходимо оформлять приходной ордер.

В нем указывается, от кого поступили финансы, в каком размере. Также при наличии денежных средств необходим кассовый аппарат.

Он регулирует процесс выдачи продукции при помощи чека. Чтобы вести учет движения денежных средств, используется счет 50 – «касса».

Что это такое

Из всех объектов, которые обеспечивают хозяйственную деятельность организаций, главным является учет денежных средств. ДС – сумма наличности в кассе предприятия, а также на счетах.

Операции, связанные с этим объектом, составляют основу деятельности бухгалтерии. Получение денег, их расход является кассовой операцией.

Благодаря денежным средствам формируется платежеспособность предприятий. К ним относятся – текущий счет, касса, депозит, валютный счет и бумаги ценного характера.

С какой целью проводится

Учет наличных денежных средств выполняет следующие задачи:

Осуществление контроля За правильностью оформления финансовых операций документами
Ведение контроля По законному осуществлению операций
Отображение (полностью и вовремя) В бухгалтерском учете осуществленных операций, связанных с деньгами
Контроль по сохранности И движению средств
Инвентаризация финансов Анализ ее итогов
Своевременное обеспечение организации деньгами По первой необходимости

Действующая нормативная база

Согласно Порядку № 40 ведения кассовых операций, разработанного Центральным банком (22 сентября 2003 года), деньги должны храниться в кассе организации. Этим же документом разработаны правила расходования денежных средств.

В соответствии с Федеральным законом № 29 «О бухгалтерском учете», принятом 2 ноября 2006 года, документы по произведенным с денежными средствами операциям должен подписать руководитель компании и бухгалтер.

Прочие нормативные акты и законы, которыми необходимо руководствоваться:

  1. Гражданский кодекс – 1 и 2 части.
  2. Налоговый кодекс.
  3. ПБУ № 34 от 29 июля 1998 года.
  4. План счетов бухгалтерского учета.
  5. Приказ № 14 Центрального банка «Положение о правилах организации денежного обращения».
  6. Учет операций кассы.

Согласно 140 статье Гражданского кодекса, расчеты между лицами могут осуществляться несколькими путями – наличным или безналичным.

Прочие нормативные акты:

Гражданский кодекс Содержит основания покупки права собственности на денежные средства, оформление соглашений
Налоговый кодекс Обложение налогами операций по учету ДС
Федеральный закон № 173 Проведение операций с валютными ДС
Методические указания Порядок проверки наличия денежных средств

Нормативные акты, которые регулируют учет ДС, подразделяются на 4 уровня:

Первый Акты, указы Президента Российской Федерации, постановления Департамента, Гражданский кодекс, Федеральные законы
Второй Стандарта бухгалтерского учета
Третий Рекомендации, методики, различные письма
Четвертый Документы по работе внутри предприятия – приказы, распоряжения, графики

Согласно 23 статье Налогового кодекса, в продолжение 10 дней организация должна оповестить налоговую службу об открытии счета в банке. В противном случае грозит ответственность в виде штрафа.

Возникающие нюансы ↑

При расчете с деньгами законодательство установило ограничение, которое превышать нельзя. Если в конце дня в кассе находится денег больше, чем установленный лимит, то сверхлимитные финансы сдаются в банк.

Все расходы и приходы денежных средств необходимо оформлять ордерами.

Финансовый учет денежных средств

Учет бухгалтерии имеет огромное значение для правильного распределения и обращения денежных средств. Отчетность о движении ДС является основной формой финансовой отчетности организации.

На его основании можно проследить приходи уход денежных средств, их распределение.

Особенности учета по международным стандартам

Для учета денежных средств используется Международный стандарт № 7. в нем определены цель и сфера применении средств, преимущества, даются различные определения понятию «денежные средства» и прочие сведения.

Целью стандарта является требование о предоставлении данных об изменениях в денежных средствах. Отчет о движении финансов должен включать в себя данные за определенный промежуток деятельности – период отчета.

Информация должна разбиваться на операционную, инвестиционную и финансовую деятельность. Организация предоставляет данные об учете денежных средств по каждой деятельности.

По операционному типу деятельности поток средств является показателем того, в какой степени совершенные организацией операции обеспечивают приход финансов, необходимых для того, чтобы погасить займы, выдать дивиденды, вложить инвестиции.

Примеры таких операций:

  • продажа продукции или оказание услуг;
  • гонорары, выручка;
  • выплата сотрудникам;
  • выплаты по страховке, налогам;
  • поступления финансов по соглашению, которое было заключено в коммерческих целях.

Информация о движении средств инвестиционной деятельности дает возможность понять, какие затраты были осуществлены с целью приобрести ресурсы для дальнейшей прибыли.

Это может быть:

  • выплаты для покупки активов;
  • поступления от продажи основных ресурсов или активов;
  • аванс, займ.

Информация, касающаяся движения ДС по финансовой деятельности, играет огромную роль для прогноза требований на расходы в дальнейшем. Это:

  • поступления от оборота акций;
  • выплаты с целью погасить или приобрести акции организации;
  • выплаты по займам.

Согласно Стандарту, организации обязаны предоставлять данные о движении денежных средств. Использовать можно прямой или косвенный метод.

В первом случае раскрывается информация о движении финансов в результате деятельности. При втором учитываются итоги операций, который не носят денежный характер.

Наличие бесплатной программы

Программа разработана для того, чтобы осуществлять управленческий учет в организации. В программе реализуются главные функции учета связей между контрагентами – расчет долгов, приход денежных средств по плану и прочее.

В качестве исходных данных применяется 3 типа таблиц – параметры, справочники, журналы. Отчетность программы является таблицей Excel.

Благодаря открытости таблиц в электронном формате пользователям обеспечена гибкость расчетов. Программу возможно настраивать самостоятельно, журналы и отчеты так же настраиваются. Выбираются конкретные задачи, необходимые пользователю.

В версии 2.6 произошли некоторые изменения:

  • старый формат книги не поддерживается;
  • внешний вид книг изменен;
  • для загрузки курса валют используется новейший алгоритм, формулы имеют индексированный поиск;
  • не найденные элементы выделяются красным цветом.

Ведение соответствующей книги (журнал)

Чтобы осуществлять расчеты наличными, организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу. Она должна быть только одна.

Книга учета денежных средств – документ, отображающий выдачу и возврат наличности между главным кассиром и кассирами из других отделений. Форма ее – КО-5.

Она дает возможность организовать контроль по сохранности и использованию ДС. Главным является выверка выписок со счета каждый месяц.

Осуществляется следующим образом:

  1. Получить в конце месяца отчет о всех поступлениях ДС.
  2. Внести их в Книгу учета.

Заполняется книга в течение года. На обложке необходимо указать название организации и данные ответственного за ведение журнала лица.

Также вносятся следующие сведения:

  • дата осуществленной операции;
  • остаток финансов кассе на начало дня;
  • сумма наличных, которую выдали кассиру;
  • подпись кассира, получившего финансы;
  • сумма средств, полученных в течение дня;
  • сумма, сданная главному кассиру;
  • подпись старшего кассира о получении суммы;
  • остаток финансов в конце дня.

По поводу расчетных и кредитных операций

Расчетные операции осуществляются наличным или безналичным расчетом. Такие операции возникают в результате временного разрыва между событием и предоставлением услуг. Оплат за них входит сюда же.

В продолжение этого времени контрагенты в учете должны отобразить размер задолженности – собственной или чужой. То есть, учет одного контрагента отражает задолженность по дебету, другого – по кредиту.

Чтобы отразить долг, для учета используются следующие признаки классификации:

  • способ погашения – наличными или нет;
  • юридического лица или физического;
  • срок – давняя или настоящая задолженность;
  • форма расчета.

Субъектами кредитных операций являются банк и клиент. Банк (юридическое лицо) выдает определенную денежную сумму на конкретный срок. Заемщик (клиент банка) обязуется возвратить эти средства в установленный срок.

Элементами кредитной политики являются:

  • цель банка;
  • создание филиалов – департаменты, отделы, группы;
  • выработка инструкций для каждой должности сотрудников;
  • разработка методов;
  • правила контроля за клиентами, погашением ими займов.

Таким образом, денежные средства подлежат учету. Необходим он для того, чтобы проследить движение финансов, рациональность их использования. ДС могут храниться как в наличном виде, так и в безналичном – на счету в банке.

Для распределения денежных средств необходима касса. Законодательство установило ограничение, которое нельзя превышать. Если в кассе большая сумма денег, то сверхлимитные финансы сдаются в банк.

Что такое аннулирование аккредитива

Открытие аккредитива вовсе не означает, что он будет исполнен стопроцентно. Случаются ситуации, когда аккредитив отменяется. Что представляет собой процесс аннулирования аккредитива? В зависимости от вида аккредитива различаются и возможности его аннулирования. СодержаниеОсновные моменты Порядок аннулирования...

Что такое резервный аккредитив

Англо-саксонские страны активно пользуются резервным аккредитивом как способом предотвращения неплатежей. В России такой инструмент известен мало и прежде всего из-за непонимания его сути. Что же такое аккредитив резервный? Резервный аккредитив это особый гибрид банковских инструментов. В нем объединены документарный...

Как оформляется открытие аккредитива

При заключении международных контрактов на приобретение товара, для плательщика существует определенный риск. СодержаниеБазовые моменты Порядок открытия аккредитива Застраховать себя от недобросовестного партнера поможет аккредитив. Поэтому очень важно понять, как оформляется открытие аккредитива. Базовые моменты ↑ С...

Страница 3 из 3123
 Рубрики

Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх