Рубрики

Порядок трудоустройства бухгалтера по совместительству

Может ли бухгалтер быть совместителем? Каковы нюансы такого трудоустройства? Эти вопросы не теряют актуальности для многих организаций, поскольку даже самой маленькой фирме необходим грамотный бухгалтер.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Наличие в штате любой организации такой должности как бухгалтер это жизненная необходимость. Данный специалист не только оформляет отчетность предприятия, но и контролирует все расходы.

Однако не каждая компания может позволить себе иметь такого сотрудника на полную ставку. Иногда этому препятствует недостаточный объем работы, а порой недостаток капитала.

В подобной ситуации выходом становится привлечение работника со стороны.

Содержание

Но как оформить бухгалтера по совместительству правильно? Может ли быть совместителем главный бухгалтер? И каковы особенности правового регулирования?

Что нужно знать? ↑

Деятельность бухгалтера по совместительству может быть как внешней, так и внутренней. Если к работе бухгалтером привлекается штатный сотрудник, то речь идет о штатном совместительстве.

При этом стоит понимать разницу между совмещением и совместительством. Совмещающий сотрудник выполняет дополнительные обязанности без отрыва от основной деятельности.

Совместитель работает дополнительно в свободное от основной деятельности время. Крайне нецелесообразно принимать действующего сотрудника бухгалтером по совмещению.

Работа с цифрами и документами требует сосредоточенности, что вряд ли возможно при необходимости выполнять одновременно другие обязанности.

При внешнем совместительстве на должность бухгалтера может приниматься любой субъект, отвечающий требованиям работодателя и обладающий соответственной квалификацией.

Независимо от вида совместительства с работником заключается трудовой договор. В оном прописываются условия деятельности, должностные обязанности и порядок оплаты.

Определения

Работа по совместительству это трудовая деятельность, осуществляемая работником в свободное от основной работы время.

При этом не имеет значения, сколько всего рабочих мест занимает субъект у различных работодателей и наличествует ли основная работа в принципе.

Бухгалтер – сотрудник, работающий с цифровыми данными, касающимися деятельности организации. Обязанности такого работника определяются трудовым договором.

Это может быть начисление зарплаты персонала, учет движения продукции, фиксирование данных прихода/расхода средств и материалов и прочее.

Главный бухгалтер – работник, контролирующий организацию бухгалтерского учета в организации. По сути, это начальник над отделом бухгалтерии.

Обязанностями этого сотрудника, помимо надзорных и контролирующих функций, могут быть составление общих отчетов о финансовой деятельности компании, анализ экономических показателей, ведение счетов предприятия и прочее.

Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем о начале трудовых правоотношений.

Согласно данному документу регламентируются все нюансы сотрудничества. В том числе режим рабочего времени, порядок оплаты и функциональные обязанности.

Исходя из определений понятно, что при заключении трудового договора с бухгалтером-совместителем нельзя просто указать название должности и местонахождение рабочего места.

Обязательным требованием является подробное описание должностных обязанностей сотрудника.

Потому при отборе кандидата столь важное значение обретают критерии выбора, позволяющие определить соответствие требованиям.

Критерии приема на работу

Общими требованиями, предъявляемыми, как правило, к принимаемым на работу бухгалтерам по совместительству, можно отнести:

  • наличие профессионального экономического образования;
  • присутствие навыков работы;
  • знание основ бухучета;
  • знание норм гражданского права, финансового и налогового законодательства РФ;
  • знание инструкций и положений по организации бухучета;
  • знание правил и форм финансового расчета;
  • умение оформлять операции и организовывать оборот документов;
  • умение рассчитать порядок расчета по кредиторским и дебиторским задолженностям;
  • знание условий налогообложения организаций и граждан;
  • знание порядка списания недостачи;
  • знание правил составления налоговых отчетов и их подачи;
  • умение проводить проверки и ревизии;
  • знание правил хранения бухгалтерской документации и т.д.

Что касается должности главного бухгалтера, то к такому сотруднику помимо вышеперечисленных требований предъявляются и некоторые дополнительные, в частности:

  • наличие высшего экономического образования;
  • опыт работы не менее трех лет;
  • наличие навыков в управлении персоналом;
  • знание структуры фирмы, возможных стратегий и перспектив развития деятельности компании.

Также следует учитывать, что главбухом не может являться лицо с наличием непогашенных и неснятых судимостей за совершение экономических преступлений.

Организация, принявшая такого работника, должна будет его уволить. Но кроме этого, придется заплатить штраф.

Правовое регулирование

Соответственно положениям ст.60.1 ч.1 и ст.282 ч.1,3 ТК РФ трудовая деятельность по совместительству осуществляется на основании трудового договора в свободный от основных трудовых обязанностей временной период.

Причем ст.282 ч.2 ТК узаконивает право гражданина подписывать трудовые договора о совместительстве одновременно с неограниченным числом работодателей.

Следовательно, работодатель не вправе вносить в договор условие о воспрещении на работу в иной организации.

При включении такого пункта оный не будет обладать юридической силой, поскольку заведомо ухудшает права индивида (ст.9 ч.2, ст.57 ч.4 ТК).

На основании ст.282 ч.1-2 ТК субъект вправе трудиться на должности бухгалтера у нескольких работодателей одновременно.

Также работник может трудиться на бухгалтерской должности в одной организации, а на другом предприятии работать по иной специальности. Никаких ограничительных мер на этот счет законодательством не предусмотрено.

Как оформляется работа бухгалтером по совместительству ↑

Оформляется бухгалтер по совместительству в порядке, аналогичном приему обычного сотрудника. То есть:

  1. Принимается и рассматривается заявление соискателя.
  2. Заключается трудовой договор.
  3. Издается приказ о зачислении работника на должность.
  4. Оформляется личная карточка работника с присвоением табельного номера.

Если бухгалтер принимается по внутреннему совместительству, то от него не требуется предоставления документов.

Исключением может являться лишь необходимость документов о бухгалтерском образовании, если таковые ранее не предоставлялись.

Для внешнего совместителя пакет документов стандартен. Требуются обычные документы, предоставляемые при приеме на работу.

Исключением является трудовая книжка, находящаяся у основного работодателя. Но работодатель вправе потребовать ее копию, если пожелает удостоверить в наличии должного стажа.

Но если принимаемый сотрудник это главный бухгалтер по совместительству, как оформить трудоустройство в таком случае?

Процесс оформления ничем не отличается. Отличием трудового договора становится лишь расширение полномочий и функциональных обязанностей.

Особенностью приема главбуха по совместительству можно считать возможность установления испытательного срока.

Если таковой не пройден по результатам испытания, договор можно расторгнуть без выплаты выходного пособия.

Как написать заявление

Заявление о приеме на работу должно быть подано работником в преддверии подписания трудового договора.

Сей документ составляется по стандартному образцу:

  1. Ф.И.О. руководителя и наименование организации.
  2. Данные соискателя должности.
  3. Просьба о приеме на работу в качестве совместителя.
  4. Дата и подпись.

После получения заявления руководитель должен с ним ознакомиться и поставить свою резолюцию.

На договоре указывается, что необходимо подготовить проект трудового договора с работником, а также сформировать приказ о назначении сотрудника на должность по совместительству.

Далее заявление перенаправляется в кадровый отдел, где и начинается процесс оформления трудоустройства совместителя.

Формирование приказа (образец)

Приказ о назначении субъекта на должность бухгалтера по совместительству издается непосредственно после подписания трудового договора.

Издается документ по форме Т-1 (ст.68 ч.1 ТК). Важно чтобы в графе об условиях приема на работу и характере деятельности указывалось «совместительство».

Можно продублировать в приказе основные положения трудового соглашения, но данное условие не обязательно.

Особого внимания заслуживает график рабочего времени. Желательно прописать в приказе, что работник N начинает работу в такое-то время, а заканчивает в такое-то.

После издания приказа работник должен быть с ним ознакомлен в трехдневный срок с момента фактического начала деятельности (ст.68 ч.2 ТК). Ознакомление с документом подтверждается подписью сотрудника.

В целом образец приказа выглядит следующим образом:

  1. Наименование документа и его номенклатурный номер.
  2. Дата составления.
  3. Ф.И.О. ответственного лица, издавшего приказ, его должность, название организации.
  4. Текст приказа («Приказываю назначить ХХХ на должность бухгалтера. Работу считать совместительством на основании договора № . Обязанностями работника считать… Рабочим временем определить время с хх часов по хх часов»).
  5. Реквизиты ответственного лица, подпись его.
  6. Подпись работника.

Подписание трудового договора

При подписании трудового договора с бухгалтером-совместителем следует непременно указать условие о совместительстве (ст.282 ч.4 ТК).

Перед подписанием документа наемный сотрудник должен быть ознакомлен с Правилами трудового внутреннего распорядка, нормативными актами локального характера, коллективным договором (ст.68 ч.3 ТК).

В трудовом соглашении с бухгалтером может прописываться условие о материальной ответственности (ст.243 ТК).

Но при этом нужно учитывать, что размер взыскания не может превышать среднемесячной зарплаты работника.

Для главного бухгалтера обязательным требованием в силу занимаемой должности является периодическое повышение квалификации. Это условие также желательно прописать в трудовом договоре.

Сотрудник имеет право начать исполнение обязанностей до подписания трудового соглашения. В таком случае днем приема на работу будет считаться день, когда фактически началось исполнение обязанностей.

Но в любом случае заключение договора должно произойти не позже, чем в трехдневный срок с момента реального начала исполнения обязанностей (ст.61 ТК).

Стандартной формы трудового договора с бухгалтером не имеется. Каждая организация вправе разработать свой собственный документ.

Видео: все о работе по совместительству

Но независимо от внешнего вида договора, желательно указать непосредственные функциональные обязанности сотрудника. Также необходимо указание лица, которому непосредственно подчиняется бухгалтер.

Например, для главного бухгалтера недопустимо двойное подчинение – гендиректору и финансовому директору. Обязательно в договор должен быть включен пункт о неразглашении коммерческой тайны.

Подробно расписать обязанности и права бухгалтера-совместителя можно в должностной инструкции. Здесь можно отобразить все познания и навыки, которыми должен располагать работник.

Тут прописываются обязательства сотрудника, например:

  • разработка рабочих планов счетов;
  • контроль и принятие первичных документов;
  • проведение бухучета;
  • составление отчетных калькуляций по себестоимости;
  • перечисление налогов в бюджет и прочее.

Можно использовать для того чтобы заключить трудовой договор с бухгалтером по совместительству образец обычного договора с бухгалтером, трудящимся как основной работник.

В этом случае единственным существенным изменением станет указание характера деятельности — «работа по совместительству».

Исходный образец можно видоизменять в зависимости от должностных обязанностей и предъявляемых к работнику требований.

Запись в трудовой книге

После оформления трудового договора с работником и издания приказа требуется обязательное оформление личной карточки сотрудника по форме Т-2.

Данный документ оформляется на каждого штатного работника, независимо от характера деятельности или вида совместительства.

Что касается записи в трудовой книге, то таковая в соответствии со ст.66 ч.5 ТК заносится по желанию самого работника.

При внутреннем совместительстве сотрудник пишет заявление на имя руководства с просьбой осуществить внесение записи о работе в трудовую книгу.

После утверждения заявления полномочным лицом сотрудник кадрового отдела вносит запись о приеме на работу по совместительству на основании трудового договора №.

Если бухгалтер работает по совместительству на ином предприятии, то запись о дополнительном виде деятельности заносится в трудовую книжку по основному месту работы.

Запись в трудовой книжке

Фото: запись в трудовой книжке

Для этого потребуется представить кадровой службе выписку с места совместительства, в которой должны содержаться ссылки на основания трудоустройства.

Может ли главный бухгалтер работать таким способом? ↑

По законодательству главный бухгалтер причисляется к разряду руководителей. В связи с этим возникает вопрос о возможности совместительства для главбуха.

В законе сказано, что руководитель организации может работать по совместительству в иной организации только с согласия высшего руководства или учредителей по основному месту работы.

Но ст.276 ч.1 ТК указывает на исключение для главных бухгалтеров. Оным не требуется разрешения руководства на дополнительную работу, то есть главбух вполне законно может быть совместителем.

Коммерческая организация самостоятельно решает, согласна ли она принять на работу сотрудника иной компании и не нанесет ли это ущерба деятельности вследствие утечки информации коммерческого характера.

Исключение представляют лишь главбухи государственных организаций, которым совместительство может быть воспрещено по причине «конфликта интересов».

В настоящий период многие предприятия стараются минимизировать свои расходы, в том числе и на оплате труда работников.

Если организации нужен бухгалтер всего на несколько часов в день, то смысла содержать работника на полном окладе нет.

В этом случае найм бухгалтера по совместительству становится наилучшим решением. Главное это оформить такого сотрудника в соответствии с нормами трудового законодательства.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх