Бухгалтерская отчетность малого предприятия в 2020 году
Предыдущая статья: Промежуточная бухгалтерская отчетность
Следующая статья: Сдача бухгалтерской отчетности
Малые предприятия при составлении бухгалтерской отчетности должны придерживаться определенных правил. Но изменились ли они в 2020 году или остались актуальны старые нормы?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Все компании составляют бухгалтерский отчеты. При этом используют сведения синтетического и аналитического учета. Но вот обязаны ли готовить такую отчетность и малые предприятия. Об этом и поговорим далее.
Базовые моменты ↑
Основные сведения о составлении бухгалтерской отчетности должен знать каждый бухгалтер.
Определим, с какими понятиями ему придется столкнуться, а также укажем основные нормативные документы, которых стоит неукоснительно придерживаться.
Необходимые понятия
Малым предприятием называют коммерческую организацию, вклад субъекта России, иного фонда в уставной капитал которой не больше 25%.
Предельный показатель численности сотрудников:
100 работников | Для промышленного, строительного, транспортного предприятия |
60 работников | Для сельскохозяйственного, научно-технического предприятия |
50 работников | Для компании, что занимается оптовыми продажами |
30 | Для компаний, что ведут деятельность в отрасли розничных продаж и предоставления бытовых услуг гражданам |
50 работников | Для иных предприятий |
Бухгалтерской отчетностью называют единую систему сведений об имущественном и финансовом состоянии компании и о результате ее хоздеятельности в отчетных периодах.
Она составляется на основании показателей бухучета по унифицированным формам. Отчетным периодом называют период, за который составляется бухотчетность. Обычно это финансовый год, хотя отчеты могут готовиться и за квартал.
Кто должен отчитываться?
Отчетность должна готовить каждая компания, причем предоставляются они каждый год в такие инстанции:
- в ФСС;
- ФНС;
- Органы госстатистики;
- ПФ РФ.
Пользователями финансовых отчетов могут быть:
Собственник компании | Которые желают получить достоверные и полные сведения о финансовой ситуации на предприятии и результате деятельности экономического характера |
Госорган | К примеру, для цели обложения налогами и учета статистики |
Кредитная и инвестиционная фирма | — |
Поставщик товара, клиент предприятия | — |
Сотрудник организации | — |
Отчеты подают все хозяйствующие субъекты. Вот только перечень форм может варьироваться в зависимости от размера предприятия, наличия дополнительного филиала и т. д.
Нормативное регулирование
Стоит опираться на положения таких нормативных документов:
- ФЗ № 402, что был принят правительством 6 декабря 2011.
- Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, что утверждено Приказом Министерства финансов от 29 июля 1998 № 34н.
- Приказ № 66н от 2 июля 2010.
- ФЗ № 97 от 29 июня 2012.
- ФЗ № 209 от 24 июля 2007.
- Постановление властей России от 22 июля 2008 № 556.
- ПБУ 4/99.
- Методические рекомендации о правилах заполнения отчетов.
Порядок заполнения бухгалтерской отчетности для малых предприятий ↑
Существует определенный порядок заполнения бухгалтерских отчетов, которому должны следовать малые предприятия.
Все о годовой бухгалтерской отчетности, читайте здесь.
Чтобы разобраться с особенностями заполнения, нужно выяснить, какие формы при этом могут использоваться, какие показатели отражаются и как проводится анализ составленной документации.
Унифицированные бланки
Годовые отчеты бухгалтерии представлены:
Бухгалтерским балансом | По форме 1 |
Отчетом о прибыли и убытках | По форме 2 (Отчет о финансовом результате) |
Отчетом об изменении капитала | По форме 3 |
Отчетом о том, как движутся денежные средства | По форме 4 |
Приложением к балансу и отчетам о прибыли и убытке | По форме 5 |
Отчетом о том, как использованы полученные средства | По форме 6 |
Пояснительной запиской | — |
Аудиторским заключением | Что подтвердит достоверность бухгалтерских отчетов компании |
В пояснении отражают данные, что относятся к учетной политике предприятия, дополнительные сведения, которые не должны включаться в баланс и отчетность о финансовых результатах.
Но они нужны, чтобы дать реальную оценку финансовой ситуации компании.
Как это упрощенные формы?
Если рассматривать субъекты малого предпринимательства, не должны вести бухучет и подготавливать отчеты только ИП, что ведут налоговый учет (пункт 2 ст. 6 ФЗ № 402).
Но и малые предприятия могут рассчитывать на некоторые послабления. Они могут не подавать отчет о движении денег, приложение и пояснительные записки (пункт 85 Положения 1).
Утрачивается право ведения упрощенного учета и составление упрощенных форм, если среднегодовая численность и годовая выручка в течение 2 лет больше предельных показателей – 100 человек и 400 млн. руб. (часть 4 ст. 4 ФЗ № 209).
Упрощенная отчетность может составляться в таком случае:
В бухбалансе и отчете о прибыли и убытках | Есть показатели исключительно по группе статей (не детализируется информация по статьям) |
Руководство приняло решения включить в годовую отчетность приложения к балансам и отчетам о прибыли и убытках | И фирма может внести наиболее важные сведения, без которых нельзя дать оценку финансовой ситуации в организации |
То есть, компании вправе готовить отчеты со всеми приложениями, но заполняют только те данные, которые считают необходимыми.
Малое предприятие может также предоставлять отчетность в полной мере. Каким образом детализируется информация в отчетах, решает руководитель компании, принимая во внимание интересы каждого пользователя отчетов.
С 2012 года фирма может применять образцы упрощенных форм бухбаланса и отчета о финансовых результатах, о чем сказано в Приказе № 66н.
Шапка таких бланков ничем не отличается от обычных. Отражают название, вид деятельности, организационную правовую форму и форму собственности.
Подпись вправе ставить руководство организации или главбух. Если нужно подготовить пояснения, в упрощенной форме с левой стороны добавляют столбцы «Пояснения».
Отразим, как формируются показатели по упрощенному балансу (соотношение данных упрощенного баланса и обычного).
Можно из обычного баланса переводить данные в упрощенный. Сведения обычных балансов:
В упрощенной форме отчета о финансовых результатах содержится 7 укрупненных показателей. Их соотношение представлено в следующей таблице:
Выясним, как из обычных отчетов переносятся данные в упрощенные формы:
Особенности при составлении документов
Составление отчетности осуществляется в 2 этапа:
- проводится подготовительная работа;
- заполняются форм бухгалтерских отчетов на базе сведений учетного регистра.
При подготовке выполняются такие действия:
- проводится инвентаризация балансовых статей;
- проверяются записи на счетах бухучета;
- исправляются выявленные ошибки;
- закрываются счета по учету расходов, формируется себестоимость готового и проданного товара;
- выявляются финансовые результаты от реализации товара, закрывается счет 90;
- выявляются финансовые результаты при проведении иных операций, и закрывается счет 91;
- выявляется чистая прибыль/убыток, закрывается счет 99.
Формирование документов представляет сложные задачи, если сведения, что нужны для оформления бланков, не представлены удобно в учетном регистре.
Чтобы процесс заполнения был облегчен, разрабатывают и утверждают рабочие планы счетов, которые не требуют больших трудовых затрат.
Желательно, чтобы бухгалтеров не только разрабатывались планы счетов, но и форма отчета.
Формирование конечных финансовых результатов отчетных периодов отражают в отчетности о финансовом результате, а бухбалансе его включают в собственный капитал.
Бухгалтерский баланс не должен отражать сумму прибыли и затрат. В нем прописывают данные о прибыли и затратах будущего периода, что уже отражены в отчетности о прибыли и убытке согласно содержанию и характеристикам.
Показатели отчетности применяются для анализа и оценки финансового результата работы предприятия. Форма 2 соблюдает принципы сбалансированности прибыли и затрат за предыдущий год.
Она содержит сведения о финансовом результате в общем и суммы, что являются составляющими. Данные предоставляют по нарастающей с начала периода до отчетного числа.
Подготовка по созданию отчетности осуществляется в соответствии с ПБУ 4/99, 9/99, 10/99.
Компании вправе не использовать унифицированные бланки, а разрабатывать собственные, учитывая требования законодательных документов.
Анализ заполненной отчетности
Анализ позволяет установить, насколько правильными были управленческие решения. Анализ проводится в несколько шагов.
Сначала знакомятся с оборотными активами | Сравнивают скорость изменения объемов продаж и темпы средних сумм от оборота активов |
Рассматриваются изменения состава оборотных активов по разным видам | Раздельно по сырью, товару, средствам. Определяется ликвидность |
Изучается продолжительность и структура цикла компании | — |
Проверяется рентабельность | — |
Исследуют ряд главных источников по финансированию организации | Обозначают степень рисков |
В итоге можно установить, какая отрасль должна и далее развиваться, а какую деятельность лучше приостановить.
Есть несколько методов анализа бухгалтерской отчетности малых предприятий:
Горизонтальный | Является временным, основан на проверке отчетов в разные временные промежутки |
Вертикальный | Рассматриваются отдельные балансовые статьи, формируется график распределения капитала |
Пространственный | Является сравнительным анализом, так как сравнивают разные статьи отчетов компании между собой, а также проводится сравнение со статьями иного предприятия |
Трендовый | Рассчитают отклонения сведений учета за конкретный период, можно спрогнозировать дальнейшее развитие |
Факторный анализ | Определяют причину изменения уровня чистой прибыли, выясняют обстоятельства, что повлияли на показатели |
Методы финансового коэффициента | Просчитывают показатели взаимосвязи учетных документов |
Взаимоувязка показателей
Отчетность отмечается тем, что имеет информационные логические связи (взаимоувязку). Логические связи являются дополнениями в формах отчетности.
Осуществляется уточнение самых значимых балансовых статей в сопутствующей форме.
Благодаря таким контрольным соотношениям можно разобраться со структурой отчетов и убедиться в том, что документы составлены правильно.
Если возникнет такая необходимость, взаимосвязь показателей отчетов может помогать детализировать некоторые моменты.
Что такое консолидированная бухгалтерская отчетность, читайте здесь.
В каких следующих случаях составляется сводная бухгалтерская отчетность, смотрите здесь.
К примеру, статью ОС следует расшифровывать в том же приложении, а статью по нематериальным активам – в приложениях к балансам (в первом разделе формы 5).
Представим схему взаимоувязки показателей:
1-я взаимоувязка | Чистую и нераспределенную прибыль проводят в 3 разделе бухбаланса, 5 разделе отчета об изменении капитала, во второй форме отчета о финансовых результатах (учитываются факторы, что на такой результат повлияли) |
2-я | Конечное сальдо отложенного налогового актива отражается в отчетности о финансовом результате, в 1, 4 разделе бухбаланса |
3-я | Отражение долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений осуществляется в 1, 2 разделе бухбаланса, в форме 5 приложения к бухбалансу |
4-я | На начало и конец отчетных периодов отражают дебиторские задолженности по отдельному виду во 2 разделе бухбаланса, в 5 форме приложения к балансу |
5-я | Проведение кредиторских задолженностей по отдельных составляющим на начало и конец отчетных периодов осуществляется в 5 разделе бухбаланса, а расшифровка дана в форме 5 |
6-я | Отражение капитала и резервов по виду за период осуществляется в 1 разделе отчетности об изменении капитала, в 3 разделе баланса, в форме 3 в отчетности об изменении капитала |
7-я | Выведение общей суммы резервных капиталов на начало и конец периода осуществляется в 3 разделе баланса, в отчетности об изменении капитала |
8-я | Отражение общей суммы доходных вложений осуществляется во 2 разделе баланса, в приложении к балансу по форме 5. Расшифровку дают в амортизации по доходным вложениям в ценности материального характера |
Отмечается наличие в не только информационных логических взаимоувязок финансовой отчетности, но и иных связей.
Мы отметили основные моменты формирования бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в 2020 году.
Более подробные сведения можно узнать, пересмотрев все актуальные законодательные документы Российской Федерации.
И конечно же, опирайтесь на готовые образцы форм, которые есть на различных сайтах. Ведь на примере всегда легче оформлять документацию.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
-
препараты для печени ценаdienai.ru