Особенности лицензирования природопользования в 2020 году
Предыдущая статья: Реорганизация в форме слияния
Следующая статья: Лицензирование банковской деятельности
На сегодняшний день наблюдается развитие лицензионно-договорных основ по регулированию охраны окружающей среды. В этом вопросе лицензия и договор имеют важное юридическое значение.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Чтобы приобрести право на использование природных ресурсов, а также законно заниматься предпринимательской деятельностью, необходимо получить лицензию.
- Базовые сведения
- Порядок проведения лицензирования в сфере природопользования в России
- Нюансы, возникающие при процедуре
По закону осуществлять какую-либо деятельность, которая связана с экологией, без лицензии строго запрещено.
Базовые сведения ↑
Нарушение этих требований может стать основанием для привлечения правонарушителей к юридической ответственности.
Определения
Любая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и влияющая каким-либо образом на состояние окружающей среды, должна выполняться на основании лицензии.
Ее виды определяются в соответствии с законодательством. Самыми распространенными среди них являются вырубка леса, добыча природных ископаемых, выброс загрязняющих веществ, использование воды.
В отличие от предыдущего документа, договор регулирует права природопользования только в условиях рынка. Стороны договора не зависят друг от друга.
Общие права и обязанности регулируются в соответствии с требованием каждой из сторон. При этом они должны соответствовать закону об окружающей среде.
Эти два документа регламентируют правовые отношения, связанные с использованием природных ресурсов. Они являются главными средствами защиты экологических интересов не только отдельного субъекта, но и всей страны.
Лицензии на природопользование оформляют федеральные уполномоченные органы, а заключение договоров происходит при помощи органов исполнительной власти РФ.
Природные ресурсы, которые предоставляются юридическим и физическим лицам в пользование находятся в государственной собственности.
Очень важным элементом при этом является проведение экологических экспертиз с целью выявления нарушений по природопользованию.
Зачем это нужно
Значение лицензии и договора определяется в зависимости от их функций:
Информационная | Здесь собирается и распространяется информация о состоянии окружающей среды, а также мерах по ее защите и рациональному использованию |
Превентивная | За счет предыдущей собранной информации определяется вид лицензии и договора, в которых указываются пределы использования всех видов ресурсов, и тем самым достигается предупреждение экологического вреда |
Контрольная | Выдав пакет соответствующих документов, государственные органы должны контролировать соблюдения всех пунктов юридическим лицом |
Гаранта реализации прав | В области охраны окружающей среды |
Вместе с другими видами экологического контроля, лицензирование является важным методом в управлении природопользования, а также охраны окружающей среды.
Оно также рассматривается со стороны экологического права как законная мера рационального использования природных ресурсов.
Правовое регулирование вопроса
Лицензия – это специальное разрешение, выдающиеся уполномоченным государственным органом для осуществления конкретного вида деятельности. Она выдается после прохождения всех этапов регистрации.
Список видов деятельности связанных с природопользованием, требующих наличие лицензии, указан в законодательстве (ст.12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ).
С 1 января 2020 года в силу вступает закон, который регламентирует деятельность в области обращения с твердыми отходами (ФЗ от 29.12.2015 №404-ФЗ).
Это не касается отдельных положений, срок которых изменен на определенное время. В соответствии с правовым документом, были установлены сроки лицензирования данной деятельности.
Срок его действия истекает 1 января 2020 года. В законе указывается, кто является региональным оператором по обращению отходами, а также порядок и сроки оплаты за негативное влияние на окружающую среду.
Сегодня на рынке функционирует более 20 тыс. предприятий, которые должны получить разрешение на осуществление деятельности.
За последнее время поступило много жалоб мелких и крупных организаций по поводу проведения процедуры лицензирования.
При появлении новых видов отходов Роспотребнадзор не может классифицировать их, поэтому возникает множество проблем с лицензированием.
Поэтому следует усовершенствовать систему, создавая для участников рынка все необходимые условия для полноценного функционирования.
Порядок проведения лицензирования в сфере природопользования в России ↑
Участника лицензирования являются:
Предприятия или организации | А также физические лица, которые занимаются индивидуальным предпринимательством |
Уполномоченные государственные органы | — |
Процесс получения лицензии состоит из следующих этапов:
- Предоставления соискателем заявления на получения лицензии в государственный орган.
- Проверки уполномоченным органом достоверности сведений соискателя.
- Принятие решения о предоставлении лицензирующего документа.
- Принятие решение об отмене действия лицензии.
Распределение ее на виды
Виды экологической деятельности, которая подвергается лицензированию, разделяются на 2 группы:
Деятельность по природопользованию | А также охране окружающей среды от воздействия вредных веществ |
Деятельность, которая не влияет на экологию | Но относится к охране природы |
В первую группу входят все виды деятельности по природопользованию, то есть использование природных ископаемых, животных, а также:
- любая работа с опасными отходами, такая как транспортировка, использование;
- выполнение любых действий, влияющих на гидрометеорологические и геофизические явления;
- использование источников ионизирующего излучения.
Ко второй группе относятся такие виды хозяйственной деятельности:
- Перевозка, хранение и уничтожение химического оружия.
- Работа на опасных химических предприятиях.
- Перевозка железнодорожным способом.
- Деятельность, связанная с космосом.
- Деятельность, связанная с появлением опасных инфекционных заболеваний.
Необходимая документация
Чтобы получить лицензию необходимо предоставить заявление по установленной форме в лицензирующий орган (ФЗ от 30.11.2011 №885).
Оно, должно быть, подписано исполнительным органом юридического лица или лицом, которое имеет право действовать от его имени. Также документ может подать индивидуальный предприниматель.
В заявлении указываются следующие данные:
- данные о соискателе;
- ИНН, юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- вид деятельности, требующий получения лицензии, а также указывается список работ или услуг, которые соискатель будет осуществлять (ст.12 ФЗ от 04.05.2011 №99-ФЗ)
К заявлению следует приложить такие документы:
- Копии нотариально заверенных учредительных документов;
- Копии документов, где указано положение о предоставлении лицензии на данный вид деятельности (ст.39 ФЗ от 28.07.2012 №133-Ф3);
- Квитанция об уплате государственной пошлины;
- Перечень предоставленных документов.
Образец заявления показан в приложении.
Куда нужно обращаться
Заявление установленной формы и прилагаемые документы необходимо предоставить в лицензирующий орган или отправить заказным письмом с уведомлением.
Какие требования выдвигаются при лицензировании аптеки, читайте здесь.
На протяжении 3 дней после предоставления пакета документов уполномоченный орган должен рассмотреть их, и принять соответствующее решение.
Если будет выявлено несоответствие документов, установленным законом требованиям, то должностное лицо возвращает их соискателю с обоснованием причины возврата.
Также служба может отказать в выдачи разрешения в таких случаях:
- В представленном заявлении или пакете документов присутствует недостоверная или искаженная информация.
- При проведении проверки было выявлено ряд несоответствий с лицензионными требованиями.
- Если при подаче соответствующего заявления и перечня документов будет выявлено, что лицензия на ранний вид деятельности была аннулирована.
Нюансы, возникающие при процедуре ↑
Специфической стадией процесса является прекращение действия лицензии или ее аннулирование.
Данную процедуру могут произвести уполномоченные государственные органы в том случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель нарушил лицензионные требования и условия (ст.20 от 28.07.2012 №133-Ф3).
Лицензия аннулируется по решению суда. Соискатель имеет право подать иск в суд и обжаловать соответствующее решение.
Перенос сроков по транспортировке отходов
Данный вид деятельности подразумевает выброс опасных и загрязняющих веществ в атмосферу и сточные воды, а также сбор твердых отходов, их использование, утилизация и захоронения недрах.
Вопрос о выбросе отходов в окружающую среду регулируется в экологическом праве, где указывается особенности использования таких природных ресурсов, как воздух, вода, земля и недра.
Большую роль в этом вопросе играет федеральная служба по надзору в сфере экологического, технического и атомного надзора. Именно она выдает разрешения на сброс загрязняющих отходов в окружающую среду и атмосферу.
В ее функции также входит лицензирование деятельности, которая направлена на сбор, хранение, транспортировку и утилизацию отходов.
Видео: лицензирование управляющих компаний
Для того чтобы все требования по охране окружающей среды были соблюдены, эта служба проводит государственную экологическую экспертизу представленных материалов, а затем предоставляет решение о выдаче либо аннулировании лицензии.
При недропользовании
Лицензирование недропользования — это получение специального разрешения на использование определенной площади для проведения мероприятий по добычи недр.
Чтобы получить разрешение на использование недр необходимо учитывать следующее:
- Вид и характер использования полезных ископаемых.
- Вид работ, которые будут проводиться с недрами.
- Для чего будут использоваться недра.
Собственники земельных участков и арендаторы земли могут использовать распространенные ископаемые для хозяйственных нужд без особого разрешения. В других случаях, необходимо иметь специальное разрешение.
По закону необходимо наличие лицензии при добыче полезных ископаемых, возведения специальных наземных и подземных сооружений, а также геологического исследования недр.
Чтобы его получить нужно, иметь предварительное согласие государственного органа, отвечающего за управление земельными ресурсами или документ, который указывает на согласие собственника участка о проведении исследований.
Такой участок предоставляют после оформления права на использование недр. В соответствии с законом определяется основание на право использования участка с недрами (ст.10.1 ФЗ от 13.07.2015 №2395-1).
Среди них:
- Постановление Правительства РФ.
- Решение органа управления фондом недр.
- Решение специальной комиссии, которая создается органом управления фондом недр.
- Совместное решение органа исполнительной службы и органа управления фондом недр.
При наличии одного из видов основания, уполномоченным органом выдается лицензия. Документом закрепляются все перечисленные условия, а также форма договорных отношений об использовании полезных ископаемых.
Дополнением к ней может быть контракт, который заключается для предоставления определенных услуг. Также можно дополнять другие условия, если они не противоречат закону.
Что такое лимитирование
Для регулирования природопользования были созданы лимиты. Лимитированием называется специальная система, которая накладывает экологические и экономические ограничения на определенную площадь, где ведется добыча природных ресурсов или сбор и утилизация опасных загрязняющих веществ.
Природопользование характеризуется извлечением природных ресурсов и внесением вредных веществ.
Суть лимитирования состоит в том, чтобы определить определенные нормы добычи ресурсов, а также нормы внесения в окружающую среду опасных загрязняющих веществ.
Такие лимиты могут устанавливаться на участки, отведенные для строительства транспортной инфраструктуры, трубопроводов, на использование воды для полива определенной площади, а также лимиты на вырубку леса, ловли рыбы и охоты на животных.
Лимитами называются установленные нормы, показывающие качество среды. К таким нормам относятся:
ПДВ | Норма выброса веществ в атмосферу |
ПДС | Норма выброса веществ в воду |
ПДК | Норма допустимой концентрации отдельных компонентов |
ПДУ | Норма воздействия шума и вибрации |
ПДН | Норма нагрузок на окружающую среду (относится к посещению заповедников) |
Все перечисленные нормы устанавливаются государственным органом, который отвечает за охрану природы. Эти лимиты указываются при выдаче разрешения.
На данный момент существует 30 видов природопользования, на которые выписываются такие лимиты.
Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не придерживается установленных норм, он может быть привлечен к уголовной ответственности.
При землепользовании
Если на земельном участке найдены месторождения каких-либо полезных ископаемых, и он находится в собственности других лиц, то правительство должно решить вопрос о переводе данной территории в государственный резерв земель.
При этом данному лицу необходимо предоставить аналогичный земельный участок или выплатить компенсацию, связанную с потерей права собственности.
Чтобы предоставить какой-либо участок, находящийся в государственном резерве, необходимо решение государственного органа по недроиспользованию.
Такие земельные участки могут предоставляться только на короткий срок, то есть на срок действия лицензии. Перед тем как выдать решение нужно измерить площадь участка, а также зафиксировать его угловые точки.
Это является неотъемлемой частью получения разрешения. Фиксирование происходит в двух координатах: геодезических и прямоугольных.
Первый вид используется для геологического изучения, а второй – для разработки месторождений ценных ископаемых, включая отбор подземных вод.
Выдача государственного разрешения свидетельствует о том, что за пользователем закреплено право использования земельного участка в целях добычи недр, границы которого закреплены соответствующим приложением.
Кто осуществляет лицензирование страховой деятельности на территории РФ, читайте здесь.
Какова система экологического лицензирования, смотрите здесь.
При этом не нужно ждать предоставление акта от государственного резерва. Как говорилось ранее, чтобы получить разрешение необходимо подать заявление с пакетом документов в лицензирующий орган.
Если земельный участок не был закреплен за государственным резервом, выдача лицензии будущему недропользователю произойдет только после соответствующего перевода.
Лицензирование природопользования – это комплекс мероприятий, которые направлены на выдачу лицензии государственными органами предприятиям, организациям, а также индивидуальным предпринимателям на использование природных ресурсов для осуществления различных видов работ.
Существует такой термин, как экологическая лицензия, которая дает право на добычу и использование природных ресурсов, а также осуществлять вредные выбросы в атмосферу, воду и недра.
Государственной службой тщательно контролируется рациональное использование ресурсов.
Одной из главных особенностей любой лицензии является то, что она выдается после проведения экологической экспертизы, а при комплексном природопользовании – только после получения юридическим или физическим лицом частного разрешения в специализированных учреждениях.
При использовании природных ресурсов вводят систему лимитов, которые устанавливают норму. Их несоблюдение приведет к прекращению деятельности.
Подбивая итог статьи, можно сказать, что порядок получения лицензии достаточно сложная и длительная процедура.
Однако без предварительного получения разрешительной документации предприятие не сможет заниматься добычей полезных ископаемых.
Нарушение действующего законодательства, является основанием для привлечения правонарушителей к юридической ответственности.