Порядок оформления акта выездной налоговой проверки в 2020 году
Предыдущая статья: Образец возражения на акт выездной налоговой проверки
Следующая статья: Срок проведения выездной налоговой проверки
Одной из функций Федеральной налоговой службы является проведение выездных проверок на предприятиях, индивидуальных предприниматели.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Подобные мероприятия обычно назначаются при возникновении определенных условий. Основная их цель – выявление каких-либо нарушений законодательства при уплате налогов и различных сборов.
После завершения выездной проверки обязательно составляется специальный акт. В нем обозначаются все обнаруженные нарушения.
Существуют определенные правила формирования подобной документации. Акт используется для оповещения проверяемого о найденных нарушениях, дает возможность сформировать пояснение, возражение.
Общие моменты ↑
Акт по результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен определенным образом.
В случае нарушения установленных законом правил, сроков его представления проверяемый имеет право подать в суд.
При этом судебная практика по этому поводу является крайне неоднозначной. Конечное решение суда зависит от множества различных условий, факторов.
Во избежание допущения различных недочетов стоит заранее рассмотреть подробно следующие вопросы:
- что это такое?
- основы проведения процедуры;
- правовое регулирование.
Что это такое
Налоговая проверка выездного типа – одна из разновидностей функций ИФНС. При реализации данной процедуры сотрудники налогового учреждения выезжают по месту расположения самого предприятия.
Такие проверки назначаются в случае подозрения на наличие действительно серьезных нарушений законодательства. Например, когда несколько отчетных периодов подряд предприятие фиксирует убыток, сдает нулевую отчетность.
Результатом осуществления проверки такого типа всегда является специальный акт. В нем перечисляются:
- все найденные ошибки при ведении налогового и бухгалтерского учета;
- требования по их устранению.
Акт имеет юридическую силу, может быть использован при проведении судебного разбирательства в качестве доказательства, аргументации. Обязателен к исполнению.
Невыполнение предписаний в отдельных случаях может грозить не только административной, но и уголовной ответственностью.
Потому стоит ответственно относиться к акту проверок, соблюдать сроки составления возражения и выполнения предписаний – если это необходимо.
Документ рассматриваемого типа включает в себя следующие основные разделы:
- наименование, порядковый номер;
- дату составления;
- перечень осуществляющих проверку лиц;
- место проверки, дату начала и окончания;
- ответственные должностные лица на дату проведения проверки;
- место ведения коммерческой деятельности;
- перечисление всех обнаруженных нарушений;
- предложения, а также различные выводы проводящих проверку.
Обязательно в нижней части акта должна быть полная информация обо всех проводящих проверку лицах. Требуется подпись с расшифровкой.
Руководству, получившему акт о проверке, следует обязательно убедиться в правильности его составления.
Наличие грубых нарушений формата, а также законодательных норм может послужить причиной признания результатов проверки недействительной. Возможно реализовать эту процедуру через суд.
Основы проведения процедуры
Обычно выездная налоговая проверка реализуется в отношении целой группы консолидированных налогоплательщиков. Предметом пристального изучения становится прибыль организаций, налоговое обложение.
Основания проведения повторной выездной налоговой проверки, читайте здесь.
Максимально пристальное внимание уделяется соблюдению недавно внесенных в налоговое законодательство поправок. Так как чаще именно в этом сегменте отчетности допускается большая часть всевозможных ошибок.
В некоторых случаях процедура проведения поверки может быть приостановлена. В перечень таких ситуаций можно внести:
Если возникла необходимость получить информацию о зарубежных контрагентах | От иностранных государственных контролирующих органов |
Если потребовалось реализовать экспертизу | Перевод документации для проверки на русский язык |
Формат акта, составляемого по факту свершения проверки данного типа, составляется на основании приказа ФНС России №САЭ-3-06/892@ от 25.12.06 г.
Данный документ является основополагающим. Если по какой-то причине лицо, в отношении которого проводится проверка, отказывается от получения акта с результатами, данный факт фиксируется ИФНС.
В дальнейшем документация высылается по адресу расположения организации, индивидуального предпринимателя заказным письмом – с описью вложения.
Правовое регулирование
Процедура проведения самой выездной проверки, а также составление акта должны осуществляться в полном соответствии с действующими законодательными нормами.
Основополагающими документами являются следующие:
ст.№83 НК РФ | Процедура ведения учета юридическими лицами |
ст.№85 НК РФ | Устанавливаются обязательства по уведомлению налоговых органов при изменении некоторых важных данных |
ст.№88 НК РФ | Устанавливает порядок камеральной проверки |
ст.№89 НК РФ | Как и когда проводится выездная проверка |
ст.№89.1 НК РФ | Выездные проверки для аудита консолидированных групп налогоплательщиков |
ст.№89.2 НК РФ | Проведение выездной проверки плательщиков налогов, участвующих в различного рода инвестиционных проектах |
ст.№91 НК РФ | Обязывает обеспечить налоговым инспекторам доступ ко всем документам, помещениям предприятия, имеющим отношение к проведению проверки рассматриваемого типа |
ст.№93.1 НК РФ | Обозначается право ИФНС требовать данные у контрагентов, свершающим коммерческие сделки с проверяемым налогоплательщиком |
ст.№94 НК РФ | Допускается возможность проведения выемки документации |
ст.№95 НК РФ | Возможность проведения экспертизы в случае налоговой проверки |
ст.№96 НК РФ | Допускается привлечение сторонних специалистов для реализации проверки (переводчиков, иных) |
ст.№100 НК РФ | Составление акта по результатам завершения рассматриваемой процедуры |
При возможности стоит ознакомиться с затрагивающим данный вопрос федеральным законодательством, а также судебной практикой.
Последняя позволяет оценить шансы разрешения судебного разбирательства в пользу проверяемого. В случае отсутствия опыта работы с актами проверок стоит ознакомиться с образцом.
На примере акта и возражений возможно составить аналогичные документы и избежать стандартных ошибок при этом. Акт об окончании выездной проверки составляется в пределах установленного срока.
Как именно налоговики оформляют результат выездной проверки ↑
Процедура составления акта по результатам налоговой проверки производится в соответствии с установленным в законодательстве регламентом. Нарушение его не допускается.
Проверяемый может самостоятельно ознакомиться с ним, после чего контролировать соблюдение законодательных норм. Разрешать все конфликтные ситуации требуется через суд.
Заранее стоит ознакомиться со следующими вопросами:
- в какие сроки должен быть составлен — если внеплановая, если плановая;
- порядок оформления результатов;
- заполненный пример;
- если найдены опечатки.
В какие сроки должен быть составлен
Длительность проведения самой выездной проверки вне зависимости от типа организации и иных немаловажных факторов проводится не дольше, чем 2 месяца.
Данный срок устанавливается действующим законодательством. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее, чем через 2 месяца с момента окончания проверки.
При этом существует ряд ситуаций, когда допускается продление периода проведения выездной проверки. В данный перечень входит следующее:
- если требуется получить какие-либо данные от иностранных организаций;
- когда требуется провести экспертизу, выполнить перевод документации.
Но даже при наличии обозначенных выше причин длительность подобной проверки не может быть более 6 месяцев. Данный момент закреплен на законодательном уровне.
В день окончания проверки обязательно формируется специальная справка – выдается уполномоченному работнику предприятия.
Внеплановая
Проведение внеплановой налоговой проверки выполняется в следующих случаях:
- при наличии жалоб от граждан;
- в случае истечения срока действия ранее выданного предписания.
После окончания процедуры проведения проверки обязательно выдается специальный акт. Составляется он в течение 60 дней.
Сформировать возражения, пояснения к нему можно будет в течение следующих 30 дней.
В отношении проверок данного типа действуют все стандартные правила, установленные НПД (Налоговым кодексом РФ, постановлениями ФНС).
Плановая
Плановая проверка может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не чаще, чем 1 раз в 3 года.
При нарушении данного срока проверяемый имеет право не предоставлять документы, а также доступ в производственные помещения.
На основании ст.№7 гл.№2 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав» ИФНС обязан на официальном сайте размещать дату проведения всех плановых проверок.
Налоговики обязаны в письменной форме уведомить организацию о самом факте проведения проверки планового характера не позднее, чем за 3 дня до её начала. Длительность её является стандартной (не более 6 месяцев в случае продления).
Видео: ИП или ООО получило решение о выездной налоговой проверке, что срочно делать во избежание штрафов
Аналогичным образом обстоят дела с процедурой формирования акта с результатами. Он составляется и передается в организацию в пределах 60-дневного периода.
Порядок оформления результатов
Максимально подробно процедура оформления результатов рассматривается в ст.№100 Налогового кодекса РФ.
Можно выделить основные моменты, знать которые обязательно:
п.1 ст.№100 НК РФ | Устанавливает срок составления акта с результатами проведенной проверки, возражений и пояснений (при необходимости) |
п.2 ст.№100 НК РФ | Согласно данному пункту необходимо наличие подписей следующих лиц на акте: проводящих проверку данного типа уполномоченных лиц учреждения или же ИП |
п.3 ст.№100 НК РФ | Содержит полный перечень всей необходимой информации, которую следует указать в акте с результатами |
п.5 ст.№100 НК РФ | Обозначается 5-тидневный срок передачи акта на руки представителям организации, индивидуальному предпринимателю |
п.6 ст.№100 НК РФ | Возражения составляются в течение 30 дней с момента получения акта |
Необходимо помнить о недействительности результатов проверки в следующих случаях:
- проверяемое учреждение не было уведомлено о самом факте проведения проверке заранее, в установленные законодательством сроки;
- в случае непредставления акта проверки – оформленного соответствующим образом в течение 2 месяцев с момента завершения процедуры;
- при наличии иных нарушений регламента проведения выездной проверки.
Заполненный пример
Для обнаружения ошибок в акте выездной проверки стоит заранее ознакомиться с верно составленным примером данного документа.
Найти его можно на официальном сайте ФНС или других авторитетных источниках в интернете.
Если найдены опечатки
Иногда при формировании отчетных документов обнаруживаются опечатки. Например, в наименовании контрагентов, написания фамилий.
Подобные ошибки могут отражаться в акте проверки, но не являются основанием для применения каких-либо санкций. Так как наличие таких опечаток не нарушает действующее налоговое законодательство.
Порядок назначения камеральной налоговой проверки, читайте здесь.
Образец заполненного акта камеральной налоговой проверки, смотрите здесь.
Именно с целью поиска нарушений проводятся подобные выездные плановые и внеплановые проверки. Аналогичным образом обстоит дело с актом.
В случае наличия в нем опечаток он не может быть признан недействительным. Так как это никоим образом не влияет на результат проведения выездной проверки.
Порядок составления акта отражается в действующем налоговом законодательстве. При его нарушении данный документ, как и сама проверка, попросту будут считаться недействительными.
Потому проверяющим и проверяемому учреждению необходимо максимально внимательно изучить данный документ.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.