Рубрики

Порядок проведения камеральной налоговой проверки в 2020 году

В соответствии с российским законодательством любое физическое или юридическое лицо, которое занимается трудовой деятельностью и получает от этого прибыль, обязано ее часть направлять в государственную казну в качестве налогов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Из некоторых категорий трудящихся налоги взимаются автоматически на предприятиях, а те, кто имеет дополнительный доход или сами предприятия, обязаны представлять в орган ФНС отчеты о своей финансовой деятельности – налоговые декларации.

Содержание

Мероприятия, осуществляемые при проведении камеральной проверки, являются одним из инструментов контроля фискальной службы за соблюдением налогового законодательства и достоверности представляемых данных.

Что нужно знать ↑

Камеральная проверка – это форма аудита хозяйственной деятельности субъектов налогового права.

По своему характеру она является текущей формой контроля, поскольку вступает в силу с момента подачи физическим или юридическим лицом соответствующей декларации.

Это же правило касается подачи бухгалтерских отчетов или расчетов. Иными словами, для ее начала не требуется санкция вышестоящего начальства, она происходит по умолчанию.

Основные определения

Камеральная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля со стороны органов ФНС, которая направлена на соблюдение фискального законодательства.

Основанием для ее проведения является отчетная документация, которая подается в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика.

Сегодня используют такие формы отчетной документации, как декларации, отчеты и расчеты. В отличие от плановой или выездной налоговой проверки, здесь законом не предусмотрено уведомление налогоплательщика.

Срок проведения камерального контроля не может превышать трех месяцев. Подобная проверка, в зависимости от объемов выполняемой работы бывает:

Первоначальной или базовой На этом этапе проводится сверка правильности заполнения деклараций или других подотчетных документов.
Также инспектируется взаимосвязанность представленных данных с показателями, которые содержатся в:

  • документации за предыдущие отчетные периоды;
  • декларации и отчетной документации по другим видам налогов и сборов;
  • бухгалтерской отчетности;
  • прочей документации, которая находится в наличии органов ФНС
Углубленной Это дополнительная форма контроля, которая проводится по отдельным данным деклараций или отчетов. Объектом внимания и сверки являются контрольные соотношения – формулы, которые объясняют зависимость представленных (контрольных) данных и прочих показателей, внесенных в отчет. В этом случае налоговые органы могут потребовать разъяснения или истребовать дополнительную документацию

По направлению или объекту проверки, камеральные проверки делятся на следующие виды:

Формальная Этот вид контроля включает в себя сверку комплектности форм и документации, которая подлежит подаче в ФНС. Дополнительно проверяется наличие соответствующих реквизитов, выбор правильного метода заполнения декларации (ручкой, фломастером, машинным текстом), отсутствие неправомерных или неоговоренных заранее исправлений. Также сверке подлежат подписи и печати налогоплательщика или ответственного должностного лица, которые подают декларацию (отчетность). Если какие-то замечания присутствуют, в налоговую декларацию вносится соответствующая отметка
Арифметическая Этот вид проверки используется для определения правильности арифметического подсчета контрольных сумм в декларации (например, облагаемой налогом прибыли за отчетный период). Сверка проводится в вертикальном и горизонтальном направлении расчетов
Нормативная Этот вид проверки ставит целью сверку содержания декларации и действующих нормативов в законодательстве. Как правило, такая форма проверка позволяет выявить неправомерность использования определенных ставок налогов, исчисления затрат на себестоимость или несоответствие документа нормативной форме. Для проведения такого контроля, инспектор, как ответственное должностное лицо, использует всю имеющуюся у него нормативно-правовую базу относительно порядка уплаты налогов
Непосредственная Это логическая форма проверки финансовых потоков, на основании которых сам налогоплательщик или ответственное должностное лицо производит расчет суммы налога, которая затем вносится в декларацию

Любая камеральная проверка проходит несколько этапов:

  1. Проверяется комплектность и своевременность подачи подотчетной документации.
  2. Сверяется своевременность подачи основных расчетов по применяемым налогам.
  3. Визуально оценивается правильность оформления всего комплекта представляемой документации.
  4. Проводится проверка арифметической правильности расчетов по основным статьям налогов. Учитываются итоговые суммы, налоговые ставки, льготы, контрольные показатели.
  5. Осуществляется сверка правильности определения налоговой базы. Анализируется достоверность отдельных показателей и документа в комплексе, включая сомнительные моменты, наличие искажений, увязку данных в бухгалтерской отчетности и декларации о доходах.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются выявленные проблемы в представленных документах.

Соответственно, если таких нарушений не обнаружат, то акт составлен не будет, а сам налогоплательщик о проведенной контрольной работе ничего не узнает.

Тот, кто все-таки получит итоговый акт, но не согласен с решением и выводами налогового органа по закону может использовать следующие механизмы:

Подать возражение Аля этого отводится 15-дневный срок с момента получения акта
Направить апелляцию Для этого отводится 10-дневный срок с момента получения итогового решения по проверке

Также налогоплательщик может подать иск, например, если два предыдущих механизма не принесли ожидаемого результата.

Однако накануне подачи искового заявления заинтересованному лицу обязательно нужно пройти процедуру апелляции.

Кто ее осуществляет

Несмотря на существующее в обществе предвзятое отношение к фискальной службе, а также к возможной избирательности ее действий, камеральные налоговые проверки являются процедурой обязательной и фактически всеобъемлющей.

Их проведение не имеет избирательного принципа, то есть не санкционируется кем-то сверху по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков.

Видео: камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка – законодательно закрепленная форма деятельности фискальных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками норм законодательства.

Сюда входит правильности подачи, оформления и расчетов итоговых данных декларации (отчетности).

Проводится такая проверка без приказа вышестоящего начальства, уполномоченными для этого структурными подразделениями инспекции. То есть, такой контроль входит в их прямые служебные обязанности.

При этом налогоплательщик сможет узнать о подобной проверке лишь в том случае, если она выявит неточности в представленном пакете документов.

Нормативная база

Определение, порядок проведения и некоторые особенности камеральных налоговых проверок определяются нормами Налогового законодательства:

Статья 82 НК РФ Определяет основные положения фискального надзора, в число методов которого входит камеральная проверка
Статья 88 НК РФ Полностью посвящена камеральной проверке. Здесь приводится определение, порядок проведения, применяемость к отдельным видам отчетных документов. В ней определяются также порядок истребования дополнительных документов для сверки, порядок составления итогового акта при выявлении неточностей

Как осуществляется проверка ↑

Будучи разновидностью налогового контроля, над финансовой деятельностью граждан или организаций, камеральная проверка проводится согласно с требованиями ст.88 НК РФ.

Порядок назначения

Это вид проверки не относится к санкционированным, поэтому используется по умолчанию.

Основанием для проведения проверки является предоставление налогоплательщиками в фискальный орган налоговой декларации или других отчетных документов.

Перечень документов, которые подлежат сверке, определяется соответствующими пунктами ст.88 НК РФ.

Здесь также содержатся положения о документах, на которые не распространяется необходимая норма о контроле.

С 2020 года камеральная проверка не проводится при наступлении следующих обстоятельств:

Представленный документ является добровольной декларацией по активам Размещенным в банке (банковским счетам), при условии, что отчетность соответствует положениям ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами…»
Представленная документация принадлежит налогоплательщику В отношении которого осуществляется налоговый мониторинг

Также в текущем году появились отдельные нормы, касающиеся принудительного проведения камеральной проверки.

Основанием для осуществления фискального надзора является:

Представление уточненной декларации по НДС с правом на возмещение 176.1 НК РФ
Подача декларации по акцизному сбору с последующим возмещением ст.203 НК РФ
Налогоплательщик является контролирующим лицом ст.88 НК РФ

Последовательность проведения

Механизм проведения камеральной проверки автоматически запускается сразу после того, как будет подана соответствующая декларация в налоговую службу по месту регистрации физического или юридического лица.

Вести ее может только тот территориальный орган ФНС, в который был предоставлен соответствующий пакет документов. Длительность проверки составляет не больше 3 месяцев со дня подачи документов (ст.88 НК РФ).

Последовательность действий при проведении проверки следующая:

Вносятся данные из полученной декларации в автоматизированную систему учета ФНС После этого производится контрольная сверка введенных показателей. Для улучшения взаимосвязи между фискальным органом и бухгалтерским корпусом, существующие контрольные соотношения по которым проводится сверка, публикуются на сайте структуры. Это позволяет устранить возможные ошибки еще до подачи отчетной документации
Проводится камеральный контроль в автоматическом режиме соотношений Которые относятся к отдельным документам и их комплекту
Осуществляется углубленная проверка с запросом дополнительной документации налогоплательщика Обычно подобные требования выдвигаются в том случае, если предыдущие этапы выявили несоответствие контрольных соотношений

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

По завершении основных процедурных моментов, фискальный орган должен составить акт стандартной формы и предоставить его налогоплательщику для ознакомления.

Если акт содержит замечания или несоответствие выводов реальным обстоятельствам дела, налогоплательщик может:

  • устранить недочеты в 5-дневный срок;
  • подать апелляцию на решение налоговой службы.

Форма акта налоговой проверки закреплена распоряжением ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

На его составление отводится 10 дней со дня прекращения проверки. Еще 5 дней дается на то, чтобы этот документ вручить налогоплательщику (ст.100 НК РФ).

Истребование документов

Стоит отметить, что при проведении камеральной проверки могут возникнуть определенные документальные несоответствия.

Следовательно, фискальный орган может истребовать дополнительную документацию согласно ст.93 НК РФ.

Чаще всего подобные ситуации возникают при расчете и применении налоговых льгот. Так как налогоплательщик обязан обосновать законность их применения (ст.88 НК РФ).

Возникающие нюансы ↑

При проведении проверки могут возникнуть различные спорные ситуации, в которых может по-разному трактоваться и применяться налоговое законодательство. Ниже будут рассмотрены некоторые из них.

Предприятие на УСН

Упрощенная система налогообложения очень часто используется в малом и среднем бизнесе. Нормы применения камеральной проверки в этом случае ничем особенным не отличаются об общей схемы.

Так как она не привязывается к срокам подачи декларации (31 марта) и начинается с момента представления документов.

Если по транспортному налогу

В случае, когда камеральная проверка производится по транспортному налогу, также особых расхождений с общепринятой процедурой не выявлено.

В первую очередь проверяется соблюдение сроков подачи отчетности – до 1 февраля нового отчетного года. Затем производят арифметическую сверку соотношений.

Особое внимание акцентируется на разделе 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

Проверяются данные из ГИБДД и их соответствие предоставленным сведениям. Однако использование этого механизма происходит только в отношении юридических лиц.

Камеральная проверка является одним из обязательных и незаметных инструментов налоговой инспекции, который призван контролировать правильность соблюдения налогоплательщиками существующих норм законодательства.

Игнорировать ее результаты не стоит, поскольку это может привести к применению штрафных санкций.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх