Согласно действующему на территории РФ законодательству все ведущие коммерческую деятельность предприятия должны в обязательном порядке формировать учетную политику на стадии учреждения.
Она имеет большое количество самых разных особенностей. Касаются они в первую очередь вида деятельности предприятия.
Причем именно банковская учетная политика имеет множество сложностей. Потому прежде, чем приступить к составлению подобного рода документа, важно их все рассмотреть.
Учетная политика Центрального банка состоит в регламентировании ведения своей деятельности, формирования отчетности, иного.
Причем прежде, чем приступить к составлению такой отчетности лицам, заведующим иными подобными банковскими структурами, следует изучить положения ЦБ РФ.
А также уделить максимальное внимание образцу подобного рода политики. Так можно будет избежать допущения наиболее типичных ошибок.
В вопросам, рассмотрение которых строго обязательно, можно отнести следующие:
- основные понятия;
- назначение документа;
- правовое регулирование.
Основные понятия
В составе учетной политики банка утверждается множество различных моментов, правил, форм документов – которые в последствии будут должны соблюдаться при ведении деятельности.
Какого-либо определенного формата для учетной политики не имеется, унифицированный образец отсутствует.
Тем не менее, стоит заранее ознакомиться со всеми наиболее важными нормативно-правовыми документами. Но для этого следует разобраться с используемыми в них основными понятиями, терминами.
В противном случае осуществить это процедуру будет невозможно. К наиболее часто применяемым понятиям в НПД, связанных с учетной политикой, относятся следующие:
- «учетная политика»;
- «налоговый учет»;
- «бухгалтерский учет»;
- «система налогообложения»;
- «управленческий учет»;
- «документооборот и его график»;
- «банковский учет».
Под термином «учетная политика» понимается совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета. Она включает в себя измерение стоимости, наблюдение первичного характера, группировка текущего характера и иное.
Понимание данного термина необходимо для формирования банковской учетной политики.
«Налоговый учет» |
Выбранный на конкретном предприятии способ формирования и вычисления налогооблагаемой базы |
«Бухгалтерский учет» |
Метод отражения всех операций, осуществляемых при ведении деятельности предприятия любого типа. Он также в обязательном порядке должен отражать все операции хозяйственного учета |
«Система налогообложения» |
Выбранный способ ведения налоговой отчетности. Она может формироваться как совместно с бухгалтерской, так и отдельно. Необходимо данный момент осветить учетной политике банка |
«Управленческий учет» |
Способ сбора и обработки всей информации, важной для принятия решений в процессе ведения деятельности предприятия. Включает в себя рассмотрение и анализ показателей для ведения управленческого учета |
«Документооборот» |
Во всех банковских учреждениях должны быть разработаны правила формирования, утверждения и иных действий с различными документами. Устанавливается длительность их хранения |
Также учетная политика обязательно включает в себя составление графика документооборота. Он представляет собой специальную таблицу.
В ней отражается вся необходимая информация, связанная с созданием, перемещением и хранением документации. Наличие данного документа строго обязательно.
В противном случае, при обнаружении факта её отсутствия, ФНС наложит штраф. «Банковский учет» является синонимом термина «бухгалтерский учет в банках» — это понятие включает в себя сразу несколько значений.
Может подразумеваться система обобщения, а также сбора информации о обязательствах, хозяйственных операциях.
Стоит уделить рассмотрению этого понятия максимум внимания. При составлении учетной политики банка оно является основополагающим. Стоит ознакомиться с различными типами налогов.
Сегодня наиболее часто уплачиваемым является налог на прибыль, а также НДФЛ – налог на доходы физических лиц. НДС – налог на добавочную стоимость.
Банки почти никогда не занимаются деятельностью, подразумевающую необходимость его уплаты.
Но некоторые контрагенты могут быть плательщиками налога на добавочную стоимость. Потому стоит данный вопрос также пристально рассмотреть.
Назначение документа
Учетная политика банка представляет собой специальный документ. Наличие его требуется не только для формирования отчетности, но также для решения различного рода задач руководством.
К наиболее существенным можно отнести следующие:
- позволяют определиться с принятием конкретного управленческого решения;
- используется учредителями кредитного предприятия для выбора верного вектора развития, определения приоритетов;
- Центральным банком РФ для регулирования деятельности конкретного финансово-кредитного предприятия;
- дает возможность установить единые стандарты для ведения отчетности, документооборота, иных действий в банке и его филиалах.
В некоторых случаях учетная политика (отдельные её сегменты) публикуются для ознакомления с ней лицами, являющимися вкладчиками.
На основании полученной из данной документации информации принимаются дальнейшие решения по поводу размещения вкладов, использования различных финансовых инструментов.
Но в первую очередь данные документы используются именно руководством, учредителями. Важно помнить о необходимости соблюдения всех установленных в учетной политике стандартов.
При несоответствии велика вероятность различных штрафных санкций со стороны контролирующих органов.
Причем проверка выполняется не только Федеральной налоговой службой, но также Центральным банком РФ.
Правовое регулирование
Какие-либо унифицированные стандарты учетной политики банков в законодательстве отсутствует. Но существует большое количество самой разной косвенной документации, в соответствии с которой необходимо её формировать.
К наиболее важным нормативно-правовым документам можно будет отнести следующее:
Также относительно недавно начался переход на МСФО – международный стандарт финансовой отчетности.
Он представляет собой набор различных стандартов, которые регламентирую процедуру ведения финансовой отчетности.
Требуются подобные стандарты в первую очередь различным внешним предприятиям – для принятия определенных экономических решений.
Если банк ведет свою коммерческую деятельность не только на территории РФ, но и других стран, соответствие МСФО строго обязательно.
Ведение учетной политики связано с очень большим количеством самых разных особенностей. Со всеми ними необходимо будет обязательно ознакомиться заранее.
Так можно будет избежать допущения различного рода типичных ошибок. К наиболее существенным моментам сегодня можно отнести следующие вопросы:
Элементы документа |
в целях налогообложения;
в целях бухгалтерского учета |
Нюансы при оформлении |
для коммерческого банка;
для центрального банка |
Заполненный образец |
— |
Изучение всех обозначенных выше моментов позволит избежать всевозможных затруднений. Причем как составителям учетной политики, так и её пользователям (руководителям, учредителям, проверяющим).
Элементы документа
Элементы учетной политики банка должны включать в себя некоторые основные элементы. Причем они отличаются в зависимости от своего назначения.
В целях налогообложения
В целях установления внутренних правил налогообложения необходимо будет в обязательном порядке отразить в учетной политике банка следующие моменты:
Рабочий план счетов |
По брокерским операциям, иным хозяйственным и финансовым действиям |
Формат первичной учетной документации |
Если на предприятии проводятся различного рода операции, которые стандартной унифицированной документацией попросту не допускаются |
Устанавливается алгоритм проведения следующих действий |
инвентаризации;
методики оценки финансовых товаров различного типа |
Порядок осуществления контроля |
За всеми возможными внутри банка операциями |
Иные возможные решения |
Необходимые для ведения документооборота, формирования отчетности различного типа |
В целях бухгалтерского учета
Банковская, кредитная организация в обязательном порядке должна обозначить в учетной политике метод ведения бухгалтерского учета.
Так как именно этот момент больше всего влияет на следующие моменты:
- общую оценку деятельности предприятия;
- принятие каких-либо решений.
В учетной политике касательно бухгалтерского учета необходимо обязательно отразить следующие важные моменты:
- формат ведения отчетности подобного рода;
- рабочий план ведения счетов бухгалтерской отчетности, характеристики баланса;
- формы — учетных документов первичного типа, регистров бухгалтерской отчетности;
- метод осуществления оценки активов, различного рода обязательств банковского учреждения;
- способ выполнения обработки всей учетной информации, а также применяемые технологии;
- правила ведения документооборота;
- метод контроля за различными объектами бухгалтерского учета.
Так как формат учетной политики банка является не унифицированным, составители имеют право на собственное усмотрение включать какие-либо другие пункты.
Но необходимо помнить, что они не должны противоречить уже действующему по этому поводу законодательству. В противном случае будут попросту признаны незаконными.
Нюансы при оформлении
Открытие банка, любого кредитного предприятия связано с необходимости оформления учетной политики. При этом составление подобного рода документации связано с очень большим количеством самых разных нюансов.
При этом все эти особенности можно разделить на две основные группы:
- для коммерческого банка;
- для центрального банка.
Для коммерческого банка
Главной особенностью учетной политики коммерческих банков является необходимость включения в неё следующих основных элементов:
Различного рода допущений |
Которые выбираются при составлении данного документа |
Рабочий день всевозможных бухгалтерских работников |
Обязательно должен подчиняться строгому регламенту – он отражается в учетной политике |
Требуется составлять рабочий план счетов |
А также учета расходов и доходов аналитического характера |
Технология обработки |
Учетной информации, формирования отчетности |
Максимальное внимание необходимо уделить именно различного рода допущениям. Его наличие подразумевает возможность отклонения от установленных учетной политикой различных стандартов.
При этом границы их не должны нарушать установленные статьями закона «О бухгалтерском учете» правила учета, документооборота.
Учетная политика коммерческого банка обязательно должна формироваться с учетом действующих законодательных норм.
Особое внимание в данной внутренней документации уделяется регламентации рабочего дня бухгалтерских сотрудников.
Они должны выполнять определенный объем работы. Именно исходя из этого осуществляется планирование всей работы банковского учреждения.
Также в отчетной документации обязательно должна отражаться информация касательно ответственного за неё лица. Это может быть:
- главный бухгалтер;
- руководитель предприятия.
Для центрального банка
К учетной политике центрального банка предъявляются достаточно серьезные требования.
Наиболее важными, к которым проверяющие структуры проявляются максимально пристальное внимание, являются следующие:
- непрерывность ведущейся коммерческой деятельности;
- методика начисления;
- последовательность представления;
- агрегирование, существенность;
- взаимный отчет;
- должна присутствовать возможность сравнения информации.
Вся финансовая отчетность, регламентируемая учетной политикой, обязательно осуществляется непрерывно. Допустимо отклонение от этого правила только в случае возможной ликвидации финансового учреждения.
Если по какой-то причине учетной политикой допускается иной режим ведения отчетности, то данный момент обязательно должен быть отражен.
Необходимо присутствие методики начисления. Она должна быть использована при подготовке всех видов финансовой отчетности. Исключением является лишь Отчет о движении денежных средств.
Все статьи отчетности финансового характера, а также их представление должны быть сохранены от одного отчетного периода к другому.
Какие-либо отклонения в учетной политики в этом плане возможны только в случае более качественного отражения операций кредитной организации.
При необходимости несущественные статьи учетной политики центрального банка могут быть подвержены агрегированию.
Существенные же статьи, влияющие на ведение отчетности, формирование налоговой базы и иных важных моментов, не допускается агрегировать.
Обязательно требуется взаимная отчетность в случае ведения деятельности в международном формате.
При этом осуществление данного действия должно быть допустимо согласно международным стандартам финансовой отчетности.
Перед контролируемыми органами раскрывается вся информация за текущий отчетный период и уже прошедший.
Это позволяет осуществить её сравнение. Также это действие требуется для эффективного экономического планирования.
Анализ всей информации таким способом проводится руководством, другими ответственными лицами. Так становится возможно эффективное управление центральным банком.
В законодательстве не предусматривается возможность изменения учетной политики в течение года. В случае необходимости свершения подобного рода действий требуется заранее уведомить ГНИ.
Допускается изменение в следующих случаях:
- смена собственника;
- проведение слияния или реорганизации;
- внесены изменения в сфере нормативного регулирования.
Заполненный образец
Процедура составления учетной политики банка имеет большое количество самых разных особенностей. Именно поэтому необходимо в обязательном порядке заранее ознакомиться со всеми ними.
Оптимальным решением является рассмотрение правильно составленного образца. Найти его можно в интернете, но следует использовать только авторитетные ресурсы.
К формированию учетной политики банка руководству следует отнестись максимально серьезно. Так как в случае несоответствия её действующему законодательству велика вероятность серьезных проблем.