Рубрики

Какие органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов

Помимо налоговых отчислений в бюджет граждане и организации осуществляют платежи во внебюджетные фонда РФ. Внесение страховых платежей в России контролируют такие структуры, как ПФР, ФФОМС и ФСС (ФЗ-213).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Перечислять средства в указанные ведомства плательщик может, как самостоятельно, так и через своего работодателя.



Содержание

Как в первом, так и во втором случае контролирующие органы обязаны будут осуществлять проверки и регулировать процесс перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды.

Основные моменты ↑

Правильность расчета и отчисления страховых платежей от граждан и организаций РФ контролируют государственные внебюджетные фонды – ведомства, отвечающие за пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В регионах эти задачи выполняют региональные отделения данных структур. Государственное страхование затрагивает такие направления обеспечения граждан, как:

Направление Структура
Аккумулирование средств для последующей выплаты пенсии по достижении определенного в законе возраста ПФР
Формирование массива средств для создания условий бесплатного или льготного медицинского обслуживания ФФОМС
Отчисление взносов, направляемых на поддержку граждан в период их временной нетрудоспособности или наступления материнства ФСС

В совокупности все указанные структуры рассматриваются в качестве органов, контролирующих уплату страховых взносов.

Определения

Орган контроля за уплатой страховых взносов – это государственное исполнительное ведомство.

Которое регулирует, упорядочивает, контролирует и направляет поток страховых платежей, осуществляемых гражданами по таким направлениям, как пенсионное, социальное и медицинское.

ФСС Ведомство, которое отвечает за правильность уплаты взносов, касающихся материнства и временной нетрудоспособности граждан. Наряду с ним эту функцию в рамках отдельных российских регионов выполняют его территориальные подразделения (ФЗ-255)
ПФР Исполнительный орган, который формирует единую централизованную систему управления средствами, выделяемыми на будущие пенсионные выплаты гражданам. В аналогичном направлении организована и деятельность его территориальных подразделений (ст. 13. ФЗ-213)
ФОМС Является одним из внебюджетных фондов России, который занимается аккумулированием сборов, направляемых в дальнейшем на финансирование медицинского обеспечения граждан РФ

Следует подчеркнуть, что именно ПФР играет в этой цепочке контролирующих органов ключевую роль.

Он осуществляет регулярный обмен информацией с ФФОМС на базе специальной электронной системы, а также реализует межведомственное взаимодействие с ФСС.

Сроки уплаты взносов

Все ИП, граждане и организации обязаны вносить на регулярной основе взносы в ПФР, ФСС и ФОМС.

При осуществлении платежей все эти субъекты обязаны соблюдать установленные в законодательстве сроки, в частности:

РСВ-1 Ведомость по выплатам в ПФР и ФОМС представляется в Пенсионный фонд ежеквартально – не позже 15-го числа, месяца, следующего за отчетным кварталом
4-ФСС Документ по платежам в ФСС составляются ежеквартально:

  • в бумажном виде – до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • в электронном виде – до 25-го числа

Что касается непосредственно уплаты страховых взносов – то все обязательства физических и юридических лиц по данному вопросу должны быть погашены до 31 декабря текущего года.

Законные основания

Нормативно-правовой базой, на основании которой происходит регулирование контролирующих сферу государственного страхования структур, выступают:

ФЗ-212 «О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС», 2009 Данный документ подробно рассматривает виды страховых взносов и порядок их уплаты, систему контролирующих органов, их права и обязанности, а также обязательства плательщиков и механизм проведения камеральных и выездных проверок
ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании при временной нетрудоспособности и материнстве», 2006 Этот закон затрагивает вопросы, касающиеся страховых отчислений и видов помощи, которая может быть предоставлена при наступлении нетрудоспособности или беременности, а также в ситуации ухода за ребенком

Подзаконные акты, в числе которых постановления Президента и Правительства РФ, а также письма и положения ФСС, ФФОМС и ПФР уточняют конкретные детали.

К таким относят специфику заполнения справок РСВ-1 и 4-ФСС, порядок и сроки предоставления страховых выплат, ответственность за невыполненные своих обязательств.

Органы осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов ↑

Как уже упоминалось выше, к числу ведомств, контролирующих уплату страховых взносов в России, относятся ФСС, ФОМС и ПФР.

Эти структуры отвечают за выполнение гражданами и фирмами своих обязательств, а также контролируют процесс аккумулирования средств.

К числу функций, которые осуществляет в процессе своей деятельности ПФР можно отнести:

  1. Учет денежных средств, поступающих в качестве страховых выплат.
  2. Осуществление персонифицированного учета граждан.
  3. Взаимодействие с работодателями по вопросам начисления и уплаты страховых взносов.
  4. Централизованное управление средствами, аккумулированными в рамках пенсионной системы.
  5. Осуществление выплаты пенсий и иных социальных пособий отдельным категориям граждан.

ФФОМС выполняет в структуре исполнительных органов России такие базовые функции, как:

  1. Аккумулирование страховых платежей и контроль над их целевым распределением и использованием.
  2. Финансирование программ и проектов в сфере медицинского страхования.

Что же касается ФСС, то к его ведению относятся такие вопросы, как:

  • контроль над сбором средств в виде страховых отчислений и над их последующим целевым использованием;
  • осуществление выплат гражданам на случай временной нетрудоспособности, материнства, профессиональных заболеваний и т.д.;
  • участие в программах и проектах, связанных с вопросами социального страхования.

Все перечисленные выше ведомства несут ответственность за реализацию государственной политики в рамках указанных выше сфер (ст. 3 ФЗ-212). В связи с этим каждый из них наделен комплексом специфических прав и обязанностей.

Видео: ИП, страховые взносы ПФР. Калькулятор начислений страховых взносов и квитанции для ИП

Права

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать не только непосредственно страховые платежи, но также пени, недоимки, штрафы.

Кроме того, к их правам, закрепленным в законодательстве относятся (ст. 29 ФЗ-212):

  1. Проведение проверок граждан, ИП и организаций, осуществляющих уплату страховых взносов.
  2. Сбор и проверка справок и документов, касающихся начисленных и уплаченных страховых взносов.
  3. Вызов плательщиков страховых взносов в ФСС, ПФР И ФФОМС для пояснений, касающихся уплаты страховых платежей (требуется предварительное письменное уведомление плательщика).
  4. Установление размера страховых платежей по каждому отдельному плательщику по итогам изучения информации о нем.
  5. Требование от физических и юридических лиц соблюдения дисциплины, касающейся уплаты страховых взносов.
  6. Обращение в банки по вопросам, касающимся списания со счетов плательщиков страховых платежей.
  7. Представление в судебные инстанции исковые заявления, касающиеся уплаты страховых взносов.

Помимо этого, центральные отделения ПФР, ФСС, ФФОМС контролируют и проверяют, а также организуют работу своих территориальных подразделений.

Обязанности

В силу того, что органы, занимающиеся контролем внесения страховых взносов, являются исполнительными органами власти – они имеют и специфические обязанности, в том числе (ст. 29 ФЗ-212):

  1. Соблюдать и контролировать соблюдение своими территориальными подразделениями и плательщиками нормативно-правовых актов, касающихся вопросов государственного страхования.
  2. Осуществлять учет плательщиков взносов и формировать единую базу, облегчающую межведомственное взаимодействие.
  3. Давать консультации и разъяснения плательщикам по поводу уплаты страховых взносов и заполнения бланков справок и документов.
  4. Предоставлять гражданам и компаниям сведения о своих реквизитах, для упрощения их задачи по заполнению бумаг и внесению платежей.
  5. Решать вопросы, связанные с возвратом плательщикам полностью или частично их страховых платежей.

Кроме того, органы контроля обязаны по запросу физических и юридических лиц выдавать им справки о состоянии их счетов, а также по письменному заявлению участвовать в совместной сверке счетов по страховым выплатам.

Виды проверок

Одной из функций российских внебюджетных фондов выступает осуществление проверочных мероприятий. В общем виде органы контроля проводят следующие проверки (ст. 33 ФЗ-212):

  • камеральная проверка предполагает детальное изучение документов заемщика, представленных им по факту начисление или оплаты страховых взносов (формы РСВ-1 и 4-ФСС). Она реализуется территориальными отделениями внебюджетных фондов (ст. 34 ФЗ-212).

Обычно регулярные налоговые проверки осуществляются сотрудниками ФСС, ПФР и ФФОМС в течение трех месяцев после представления плательщиками необходимых справок.

В случае обнаружения ошибок и неточностей – органы контроля в течение 5-ти дней сообщают об этом гражданам и организациям и требуют от них исправлений и разъяснений.

Если же противоречий, ошибок и неточностей в документах обнаружено не было, то о результатах камеральной проверки плательщику не сообщают.

  • выездная проверка осуществляется строго на основании решения, подписанного руководителем контролирующего органа.

В итоге специалисты ведомства выезжают на место и проверяют все документы за период до трех лет (ст. 35 ФЗ-212). Выездные мероприятия по проверке плательщика страховых взносов обычно охватывают период не более 2 месяцев.

Однако при выявлении серьезных нарушений сроки могут продлеваться, а сами проверочные мероприятия приостанавливаться, но не более, чем на полгода.

В рамках выездной проверки составляется специальный отчет, один экземпляр которого передается плательщику. Подписывает этот документ руководитель контролирующего органа.

Могут ли быть обжалованы акты

По итогам камеральной или выездной проверок органы контроля могут формировать решения или акты, требующие от плательщика выполнения определенных действий.

Такие документы обычно представляются физическим и юридическим лицам как подтверждения выявленных нарушений. Тем не менее, все эти документы могут быть обжалованы гражданином, ИП или организацией (ст. 53 ФЗ-212).

При этом порядок обжалования предполагает осуществление такой последовательности действий (ст. 54 ФЗ-212):

  • плательщик получает на руки акт, составленный по итогам проведения камеральной или выездной проверки;
  • на основании этого документа он составляет жалобу на имя руководителя контролирующего органа, указав на те пункты акта, с которым он не согласен;
  • после получения неудовлетворительного ответа из органа контроля плательщик имеет право обратиться в судебные органы: физические лица – в суд общей юрисдикции, а юридические – в арбитражный суд.

Жалоба в судебные органы и к руководителю контролирующего органа должна быть составлена и передана к рассмотрению в течение 3-х месяцев с момента получения на руки акта проверки.

Документ может быть направлен в соответствующее ведомство в бумажном или электронном виде (ст. 55 ФЗ-212).

Особенности процедуры в Москве ↑

Для предпринимателей и фирм, действующих на территории Москвы и Московской области действует тот же порядок обжалования решений и актов от органов, контролирующих уплату страховых взносов.

Однако специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие особенности:

Во-первых Московские отделения ПФР, ФСС, ФФОМС принимают ежедневно огромное число жалоб и потому – они могут рассматривать документ достаточно долго, лишая плательщика времени для обращения в суд. Однако здесь есть простой и удобный выход – жалобу на имя руководителя и исковое заявление в суд имеет смысл подавать одновременно
Во-вторых Следует самостоятельно связываться с контролирующими органами и уточнять у них, как протекает процесс рассмотрения жалобы (в идеальном случае она должна быть рассмотрена за три дня)
В-третьих Желательно сразу составить документ в соответствии с установленной формой, иначе придется его переделывать, что также поглотит немало полезного времени

В целом же в Москве следует ориентировать на такие средние фактические сроки рассмотрения жалоб контролирующими органами:

Формирование решения по жалобе 30 дней
Уведомление плательщика о принятом решении 3 дня
Возможность продления времени на рассмотрение жалобы 15 дней

Таким образом, к числу контролирующих органов, которые следят за правильностью и своевременностью внесения гражданами страховых взносов относятся в России ПФР, ФСС и ФФОМС.

Эти ведомства работают, как с физическими, так и с юридическими лицами.

Они реализуют свою деятельность в порядке выездных и камеральных проверок, по итогам которых составляются акты, касающиеся выявленных нарушение.

Эти решения могут быть обжалованы плательщиками, как через руководителей органов контроля, так и через судебные инстанции.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх