Порядок выдачи свидетельства о регистрации ИП (индивидуального предпринимателя)
Любой гражданин РФ и иностранный гражданин имеет право осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность (ст. 23 ГК РФ).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Наиболее удобной организационно-правовой формой для этого выступает ИП, поскольку не предполагает создания юридического лица, предусматривает минимальные налоговые платежи и простой порядок ведения бухгалтерской и налоговой отчетности.
- Что нужно знать
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП
- Возникающие нюансы
Однако для начал деятельности на таких основаниях необходимо пройти государственную регистрацию и получить свидетельство.
Что нужно знать ↑
Для того чтобы легально начать предпринимательскую деятельность в РФ на правах ИП потребуется осуществить такие мероприятия:
Пройти госрегистрацию | Которая предусматривает внесение компании в ЕГРИП |
Оформиться в качестве фирмы-налогоплательщика | В ИФНС |
Встать на учет | В ФОМС, ПФР и ФСС |
В числе действий, которые не всегда являются обязательными, относятся:
Получение лицензии | Что необходимо только при выборе определенных направлений функционирования |
Открытие в банковском учреждении расчетного счета | Что для ИП и вовсе осуществляется по желанию |
Сам процесс государственно регистрации предусматривает сбор документов, представление их вместе с заявлением в ФНС и ожидание результатов – свидетельства о регистрации либо отказа в таковой (ФЗ-129).
Основные понятия
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению вопросов получения свидетельства о государственно регистрации важно определиться со следующими понятиями:
ИП (индивидуальный предприниматель) | Представляет собой организационно-правовую форму бизнеса, организуемую на базе физического лица, которая предусматривает необходимость государственной регистрации. Она характерна для малых фирм, предполагает уплату НДФЛ и устанавливает полную ответственность предпринимателя по обязательствам всем своим имуществом (ст. 23 ГК РФ) |
ОКВЭД | Это код документа в Единой системе классификации, которая разработана для любой экономической, технической и социальной информации в России. Номер ОКВЭД, присвоенный фирме, свидетельствует о направлении ее деятельности (Постановление госкомитета РФ по стандартизации и метрологии № 454-ст) |
ОГРНИП | Это номер, присваиваемый фирме в ходе ее внесения в ЕГРИП. Он подтверждает право физического лица на осуществление предпринимательской деятельности |
Регистрация ИП | Есть установленная законом процедура легализации деятельности индивидуального предпринимателя, которая состоит во внесении его в ЕГРИП, реестра ФНС и внебюджетных фондов, а также выдачи владельцу бизнеса свидетельства о регистрации |
Назначение документа
Свидетельство, выдаваемое по итогам регистрации ИП, является не только фактом внесения фирмы в общегосударственный реестр частных предпринимателей, но и удостоверяет право ведения бизнеса на территории РФ.
Ключевыми вариантами использования этого документа выступают:
- Заполнение всех форм отчетности.
- Совершение сделок.
- Оформление договоров.
- Наем персонала.
- Открытие счетов в банках и привлечение кредитов.
Осуществление всех перечисленных видов деятельности без свидетельства является незаконным и влечет административную и уголовную ответственность.
Получение этого документа означает регистрацию права ведения предпринимательской деятельности.
Законные основания
Процесс регистрации ИП и получения хозяйствующими субъектами свидетельства о регистрации раскрывают такие законодательные акты, как:
Ст. 23, 24, 25 ГК РФ | Описывают порядок осуществления предпринимательской деятельности гражданина, его имущественную ответственность и процесс банкротства |
ФЗ-129 | Раскрывает порядок регистрации индивидуального предпринимателя, необходимые условия, документацию и особенности |
Приказ ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ | Дает методические указания по вопросам регистрации ИП и порядку заполнения документов |
Постановление госкомитета по стандартизации № 454-ст | Объясняет порядок присвоения субъектам хозяйственной деятельности ОКВЭД в ходе их регистрации |
В Налоговом кодексе можно найти сведения о том, какие специальные режимы налогообложения может выбрать ИП еще на стадии регистрации.
Все о регистрации ИП в 2020 году, читайте здесь.
Уголовный и Административные кодексы регулируют соблюдение компанией установленных правил функционирования, учет ею законных прав и интересов иных субъектов экономики, а также своевременное выполнение обязанностей.
В настоящее время в России отсутствует единый закон об ИП, регулирующий все вопросы его регистрации и деятельности.
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП ↑
Государственная регистрация ИП осуществляется ФНС, поскольку фирма фиксируется в ЕГРИП и одновременно с этим получает статус налогоплательщика (ст.2 ФЗ-129).
В этот орган она предоставляет необходимые документы и из него получает свидетельство о регистрации.
Свидетельство о регистрации включает важную для дальнейшей предпринимательской деятельности лица сведения, в том числе номер фирмы в государственном реестре, дату постановки на учет и Ф.И.О. ее владельца.
Для получения свидетельства придется подготовить пакет бумаг, после чего потребуется обратиться в ФНС лично или через заполнение электронной формы-анкеты на портале Госуслуги.
Сделать это может сам предприниматель или иное лицо, уполномоченное доверенностью.
*Необходимый пакет документов
Для того чтобы осуществить процедуру регистрации компании на правах ИП необходим пакет документов, включающий (ФЗ-129):
- паспорт владельца бизнеса;
- квитанция об оплате госпошлины;
- документ место жительства гражданина (им может быть домовая книга или свидетельство о временной регистрации).
Если предприниматель сразу принимает решение об использовании специального режима налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН), то ему потребуется составить уведомление об этом в ФНС.
При выборе упрощенной системы потребуется также указание в нем объекта. Все перечисленные бумаги дополняются заявлением по форме Р21001, пример которого прилагается к данной статье.
При этом важно знать, что:
При регистрации ИП в офисе налоговой службы | Заявление составляется на базе готовой формы от руки |
Если фирма регистрируется через Госуслуги | То пользователю придется заполнить электронную форму прямо на сайте |
В заявлении можно указать не только Ф.И.О. владельца бизнеса, но и то, как называется фирма, если наименование имеет место. В противном случае компания будет именоваться по фамилии ее собственника.
Если оформлением бизнеса занимается не сам предприниматель, а его доверенное лицо, то к пакету бумаг в обязательном порядке прилагается заверенная в нотариальной конторе доверенность.
При регистрации ИП на портале Госуслуги необходимо заранее отсканировать все документы и заверить их электронно-цифровой подписью (ЭПЦ). Отсутствие последней выступает одной из причин отказа в оформлении ИП.
Куда обращаться
Для получения свидетельства о регистрации предпринимателю потребуется обратиться в налоговую службу, поскольку именно этот орган уполномочен вносить вновь создаваемые малые фирмы в ЕГРИП, а также ставить их на учет в качестве плательщиков ИФНС.
При этом подготовив пакет документов можно обратиться:
В МФЦ | Работающий по принципу единого окна |
В ближайшее отделение ИФНС | Выбрать следует то, на территории которого планирует осуществлять свою деятельность фирма |
На портал Госуслуги | Здесь регистрация осуществляется в разделе «ФНС» и возможна лишь при наличии у предпринимателя личного кабинета и электронной цифровой подписи |
Готовое свидетельство, а также и выписку из ЕГРИП в случае необходимости, предприниматель может забрать в ближайшем к нему отделении налоговой службы, предъявив при этом паспорт и квитанцию об оплате госпошлины.
Следует отметить, что даже при регистрации ИП через портал Госуслуги готовое свидетельство предпринимателю придется забрать лично в налоговой службе.
Дата визита указывается в письме, которое приходит на почту пользователя по итогам оформления ИП через интернет.
Как выглядит образец
В свидетельстве о регистрации индивидуального предпринимателя содержится немало важной информации, в том числе:
Ф.И.О. | Владельца фирмы |
Наименование отделения налоговой службы | Выдавшего бумагу |
ОГРНИП | Номер, который впоследствии фигурирует во всех официальных документах – договорах, справках, отчетности |
Дата регистрации ИП | На свидетельстве о регистрации указывается под фамилией владельца фирмы |
Свидетельство, как правило, оформляется на плотной гербовой бумаге. Оно удостоверяется печатью и подписью руководителя отделения налоговой службы, выдавшего документ.
Где посмотреть номер свидетельства (реквизиты)
Порой для заключения сделок, при оформлении банковского кредита или подаче документов на участие в тендерах может потребоваться номер свидетельства о регистрации ИП.
Если документ в этот момент находится под рукой, то узнать это сочетание цифр несложно – оно располагается в нижнем правом углу бумаги прямо после серии.
Однако бывают случаи, когда посмотреть свидетельство не представляется возможным. Как узнать номер свидетельства о регистрации ИП в этом случае?
Существует два основных метода, в том числе:
Во-первых | Можно обратиться в ФНС и заказать выписку из ЕГРИП (по сути этот код – есть порядковый номер компании в этом государственном реестре) |
Во-вторых | Допускается заполнение и отправка электронной заявки-запроса на сайте налоговой службы (в этом случае предпринимателю потребуется предварительно зарегистрироваться и авторизоваться в системе) |
Право запрашивать номер свидетельства имеет только сам предприниматель или его доверенное лицо, действующее на основании заверенной в нотариусе доверенности.
Возникающие нюансы ↑
Свидетельство о регистрации является основным документом, который легализует деятельность ИП.
Поскольку фирма, внесенная в государственный реестр, находится под контролем госорганов, то она правомочна осуществлять любые юридически значимые действия.
К ним относят совершать сделки, участвовать в судебных спорах, привлекать займы и предоставлять кредиты иным лицам, осуществлять хозяйственную деятельность и присваивать ее результаты.
Однако нередко в процессе функционирования компании могут возникать внештатные ситуации:
Меняются ключевые сведения | Указанные в документе (фамилия, имя или отчество владельца бизнеса, адрес регистрации компании и т.п.) |
Документ теряется | Или приходит в негодность |
О том, что делать предпринимателю в случае необходимости корректировки данных или восстановления свидетельства пойдет речь ниже.
Если требуется внесение изменений
Когда возникает необходимость во внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации предприниматель должен подготовить и представить в ФНС такие бумаги:
- действующее свидетельство в оригинале;
- квитанцию о внесении пошлины в 160 рублей.
Кроме того, составляется заявление, в котором указывается причина замены документа. Ею может стать смена Ф.И.О., пола, даты и места рождения.
В общем случае, в случае изменения одно из указанных выше параметров предприниматель в течение последующего месяца должен обратиться в ФНС и заменить свидетельство.
Если этого не произойдет, то за каждый день просрочки на него будет начисляться штраф. Обращаясь в ИФНС по вопросу замены свидетельства о регистрации ИП при себе обязательно следует иметь паспорт.
Возможна регистрация ИП онлайн бесплатно, читайте здесь.
Инструкцию по регистрации ИП через Госуслуги, смотрите здесь.
Осуществлять эту процедуру предприниматель должен лично или же за него это делает сторонне лицо на основании доверенности.
Порядок восстановления документа
Если свидетельство о регистрации ИП было испорчено или утеряно, то в течение месяца с момента обнаружения этого факта предприниматель обращается в ИФНС с просьбой о восстановлении документа.
Для проведения этой процедуры ему потребуется:
- Написать заявление по установленной форме с указанием обстоятельств утраты документа.
- Приложить к нему оригинал квитанции по факту внесения госпошлины в размере 160 рублей.
Госпошлину можно оплатить в кассе Сбербанка или через интернет, в рамках портала Госуслуги. Новый документ выдается на руки предпринимателю в течение 5-10 дней.
О времени визита за новым свидетельством налоговая служба уведомляет предпринимателя заранее. Выдача бумаги осуществляется на основании паспорта.
Таким образом, свидетельство о регистрации ИП – это основной документ, на основании которого фирма осуществляет легальную хозяйственную деятельность.
Реквизиты бумаги фигурируют в контрактах с партнерами, договорах о привлечении банковских займов, финансовой отчетности.
В связи с этим свидетельство должно содержать только актуальную информацию. Номер документа есть позиция компании общегосударственном реестре предпринимателей, действующих на правах физического лица.