Как проводится реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения
Предыдущая статья: Реорганизация в форме разделения
Следующая статья: Лицензирование медицинской деятельности
Процессы реорганизации могут затронуть не только частные фирмы — они могут осуществляться и в учреждениях, находящихся на балансе государства.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Процедура присоединения может применяться в том случае, если планируется сокращение числа бюджетных организаций или их филиалов, а также для укрупнения существующих структур.
Используемый в отношении юридических лиц механизм реорганизации на уровне бюджетных учреждений имеет свою специфику, которая подробно раскрывается в данной статье.
Базовые сведения ↑
Государство принимает решение о реорганизации отдельных учреждений, финансируемых из бюджета для оптимизации своих затрат, удаления лишних подразделений, оптимизации управления.
Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.
Ее применение обусловлено двумя главными причинами:
В результате достигается оптимизация | Использования ресурсов и рационализация бюджетных затрат |
В отличие от ликвидации | Активы организации не просто извлекаются из оборота, но начинают использоваться более эффективным образом после передачи другому экономическому агенту на основании правопреемства (ст. 58 ГК РФ) |
Одной из наиболее распространенных процедур реорганизации на уровне бюджетных учреждений выступает присоединение, которое приводит к ликвидации одних организаций и укрупнению других.
Стоит подчеркнуть, что решение о проведении реорганизационных мероприятий принимают федеральные или региональные власти, в зависимости от того, на чьем балансе состоит то или иное учреждение.
Что это такое
Реорганизация бюджетного учреждения в общем виде предполагает прекращение его деятельности, как юридического лица, после чего все его права, активы, долги, обязанности переходят к иной организации (новой или действующей).
В этом ее отличие от ликвидации, при которой бизнес исчезает безвозвратно (гл. 3 ФЗ-7).
Для бюджетных организаций реорганизация учреждения путем присоединения может рассматриваться, как процедура прекращения существования одной или нескольких структур, которое предполагает передачу их активов, прав и обязательств организации, частью которой они становятся.
Чаще всего в этом случае мелкие учреждения или филиалы присоединяются к крупной организации (ст. 16 ФЗ-7).
Важно помнить, что в рамках присоединения имеют место такие процессы:
Во-первых | В устав присоединяющей организации вносятся соответствующие поправки |
Во-вторых | Передача прав, имущества, обязанностей осуществляется на основании передаточного акта |
С какой целью осуществляется
Принимая решения о присоединении бюджетных организаций федеральные или местные органы власти, как правило, преследуют одну из приведенных ниже целей, в частности:
- Устранение излишней раздробленности внутри отраслевого учреждения (удаление лишних подразделений и филиалов.
- Сокращение численности аппарата управления.
- Формирование крупных структур с широким набором направлений деятельности.
В целом же в рамках реорганизации преследуется сокращение затрат на содержание лишних структур и оплату труда руководящим работникам, а также оптимизация работы учреждения.
Правовое регулирование
Вопросы, касающиеся реорганизации бюджетных учреждений, регулируются гражданским законодательством РФ.
Какие существуют формы реорганизации юридических лиц, читайте здесь.
К тому же важно понимать, что стандартные процедуры присоединения, слияния, преобразования, предусмотренные для юридических лиц здесь неприменимы – речь идет о некоммерческих организациях.
В общем виде правовую основу осуществления присоединения бюджетных организаций формируют:
Ст. 57 ГК РФ | Устанавливает возможность осуществления реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, присоединения, выделения и разделения |
Ст. 120 ГК РФ | Указывает на особенности реорганизации и ликвидации государственных учреждений и бюджетных организаций |
Гл. 3. ФЗ-7 | Которая раскрывает особенности, порядок и процедуры реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, к числу которых относятся бюджетные учреждения |
ФЗ-174 | Затрагивает вопросы проведения реорганизационных мероприятий в рамках автономных бюджетных учреждений |
Постановление Правительства РФ № 539 | Устанавливающее подробный порядок осуществления реорганизации учреждений, финансируемых из государственного бюджета |
После того как реорганизация организации завершена потребуется внести новое юридическое лицо в ЕГРЮЛ. Этот вопрос подробно раскрывает ФЗ-129.
Реорганизация казенного учреждения путем присоединения ↑
Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.
Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.
Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.
В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:
- укрупнение одного подразделения;
- ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.
Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.
Пошаговая инструкция
Процесс присоединения одной или нескольких бюджетных организаций к другой можно представить в виде такой последовательности этапов:
Принятие решения
В отличие от хозяйственных обществ, где решение о реорганизации выносят учредители, создавшие данный бизнес, с бюджетными организациями ситуация несколько иная.
Здесь решение принимается непосредственно Правительством РФ (Постановление Правительства РФ №71).
Осуществляется этот строго регламентированный процесс следующим образом:
- Федеральный или местный орган исполнительной власти, в ведении которого состоит бюджетное учреждение подготавливает решение.
Оно должно содержать (Письмо Минфина РФ Письмо № 03-01-01/08-176):
- Цели проведения реорганизации.
- Численность персонала.
- Размер ассигнований из бюджета на содержание рассматриваемой структуры.
- Сроки и дату проведения процедуры.
- Курирующий процесс реорганизации орган, созданный на базе учреждения (комиссия).
- Источник средств для проведения мероприятий.
- Организации, к которым будут присоединены учреждения.
- готовое решение согласуется с Минэкономразвития РФ, Минсоцразвития РФ и Минфином РФ;
- в случае наличия спорных вопросов, касающихся активов бюджетной организации в процедуру реорганизации вовлекается Росимущество;
- детально проработанный документ рассматривает и утверждает в ходе своего заседания Правительство.
Рассылка уведомлений
После того как решение о реорганизации принято потребуется осуществить уведомительные мероприятия.
В круг структур, которым рассылаются письма с сообщением о реорганизации бюджетного учреждения входят:
- орган, который проводит государственную регистрацию организации, выдал ей свидетельство и внес в ЕГРЮЛ (ст. 60 ГК РФ). Таковым, как правило, выступает налоговая служба в лице ее регионального подразделения. Отправить ей письмо потребуется в течение 3-х дней с момента утверждения решения Правительством РФ.
- кредиторы, которые получив уведомление, имеют право запросить у присоединяемой организации досрочного погашения долга или переоформления договора. Осуществить это мероприятие необходимо в течение 5-ти дней с момента принятия решения (ст.13.1 ФЗ-129).
- широкая общественность, для которой публикуется официальное сообщение о реорганизации бюджетного учреждения в «Вестнике госрегистрации». Сделать это необходимо в течение 2-х месяцев до начала реорганизации бюджетного учреждения (ФЗ-129).
- внебюджетные фонды, в том числе ПФР, ФСС и ФОМС о реорганизации также, как и налоговая уведомляются в течение 3-х дней. Поскольку речь идет о присоединении, то эти организации начинают рассматривать вопрос о передаче уплаты взносов присоединяющей организации (ст. 28 ФЗ-212).
- работники бюджетного учреждения уведомляются в письменной форме и под роспись за 2 месяца до начала реорганизации. При этом они имеют право уволиться за этот период по собственной воле, ввиду своего нежелания работать в укрупненной организации. Тем же, кто пожелает остаться впоследствии вносятся записи о переводе в иную организацию в трудовые книжки (ст. 74-75 ТК РФ).
Составление передаточного акта
Поскольку в процессе присоединения активы, обязательства, долги передаются от одних бюджетных учреждений к другому на правах правопреемства, то это оформляется в форме передаточного акта (ст. 58 ГК РФ).
Данный документ по сути представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых организаций с удостоверением акта передачи бухгалтерскими проводками (Инструкция Минфина РФ №128-н).
Процедура перерегистрации
Присоединяемые бюджетные учреждения исключаются из ЕГРЮЛ, а относительно присоединяющей организации в реестр вносится новая информация.
На ее основании выписывается новое регистрационное свидетельство (ФЗ-129). Этим и заканчивается процесс реорганизации.
Составление передаточного акта
Важным документом в процессе присоединения бюджетных учреждений является передаточный акт.
В ходе его составления соблюдаются следующие правила (ст. 58-59 ГК РФ):
- Берется годовая отчетность присоединяемых организаций, из которой выписываются сведения об активах, капитале, обязательствах.
- Составляются проводки, которые удостоверяют акт правопреемства.
- Формировать передаточный акт разрешается только после полного завершения расчетов с кредиторами и дебиторами.
При реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения проводки строятся на базе следующей общей схемы:
Дт 08 (01, 10, 41 …) | В зависимости от типа имущества и обязательств |
Кт 00 | (…) |
Передаточный акт утверждает Правительство РФ. На его основании активы и пассивы переносятся в баланс присоединяющей бюджетной организации.
Решение кадровых вопросов
Присоединения бюджетной организации не может выступать основанием для увольнения персонала, поскольку действует принцип правопреемства (ст. 75 ТК РФ).
Однако потребуется совершения следующих мероприятий:
- За 2 месяца до проведения реорганизации всех работников необходимо уведомить о таком решении под роспись;
- В течение двухмесячного срока работник имеет право уволиться из организации по собственному желанию;
- С иными сотрудниками договоры перезаключаются, поскольку меняется наименование их работодателя.
При перезаключении контрактов недопустимо изменение основных условий взаимодействия работников и работодателя (ст. 77 ТК РФ).
Если путем слияния
Когда реорганизация бюджетного учреждения осуществляется путем слияния, то несколько меняются детали проведения процедуры, а именно:
Передаточный баланс формируется на уровне всех соединяемых в единую структуру организаций – в нем указывается, что активы и обязательства передаются совершенно новому юридическому лицу | ст.16 ФЗ-7 |
По итогам слияния все старые организации ликвидируются и образуется новое, которое проходит регистрацию и заносится в ЕГРЮЛ | ФЗ-129 |
Пошаговую инструкцию реорганизации в форме присоединения в 2020 году узнайте из статьи: читайте здесь.
Все о реорганизации путем выделения нового юридического лица, смотрите здесь.
Процедура присоединения бюджетных организаций почти полностью повторяет аналогичный процесс на уровне коммерческой фирмы.
К числу отличительных черт относится принятие решения со стороны федеральных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ.
Под контролем государственных органов происходит процесс погашения задолженностей перед кредиторами и передача имущества, которое является частью государственной или муниципальной собственности.