Порядок аттестации воспитателей детского сада в 2020 году
Одним из наиболее эффективных методов улучшения качества воспитания является проведение аттестационной процедуры для воспитателей детского сада. Каков порядок аттестации в 2020 году?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Жизнь в современном мире постоянно меняется. Вместе с развитием общества меняются требования к уровню подготовки и профессионализму различных специалистов.
Работники сферы образования при этом не являются исключением. К аттестации должен быть готов любой педагог.
Особенно целесообразна проверка профпригодности воспитателей детских садов, поскольку именно они причастны к становлению личности маленьких граждан. Какие особенности отличают процедуру аттестации воспитателей ДОУ в 2020 году?
Основные моменты ↑
После получения образования педагог не должен останавливаться на достигнутом. Он может и должен повышать свой профессиональный уровень.
Определяется таковой квалификацией. Педагогические работники различаются по степеням и видам профессиональной обученности.
В соответствии с этим они по-разному вознаграждаются за свою деятельность. Степень квалификации любого педагога определяется присваиваемой категорией.
До недавнего времени воспитатели детских садов могли осуществлять свою деятельность при наличии первой, второй, высшей категории или вовсе без какой-бы то ни было.
Новая редакция законодательства несколько изменила существующий порядок. Теперь уровень заработной платы у специалистов разных категорий различается.
Кроме того, если раньше аттестация воспитателей проводилось по их личному желанию, то теперь эта процедура стала обязательной.
Любой педагогический работник обязан периодически аттестоваться, независимо от своего желания и стажа работы.
Понятия
Аттестацией называется проверка знаний работника и его соответствия занимаемой должности. В зависимости от результатов аттестационной процедуры специалисту присваивается определенная категория.
Чем выше категориальная принадлежность, тем более профессиональным считается работник. Различают аттестацию добровольную и обязательную.
В случае, когда воспитатель желает повысить уровень своей зарплаты, он самостоятельно инициирует аттестацию.
Для этого он подает надлежащее заявление в любой временной период. Обязательная аттестация проводится независимо от желания работника.
Заявления при этом подаются работодателем. Каждый воспитатель один раз в пять лет должен подтвердить свое соответствие занимаемой должности.
Какова цель процедуры
Непосредственной целью обязательной аттестации воспитателей является повышение уровня профессиональной компетенции работников.
Государству аттестационная процедура помогает обеспечить общества высококлассными специалистами и профессионалами своего дела.
От того насколько качественным будет воспитание молодого поколения, зависит его соответствие в будущем требованиям нового времени. Целью добровольной аттестации считается подтверждение профессиональной подготовки.
Воспитатель, работающий без квалификации или желающий получить более высокую оценку своего труда, вправе пройти аттестацию по своему желанию.
Для педагога аттестация это возможность повышения самооценки, профессионального роста и постановки перспективных целей.
Законодательная база
Согласно Приказу Министерства образования РФ №209 от 24.03.2010 «О порядке аттестации педагогических работников» все работники сферы воспитания и образования, реализующие образовательные основные программы в рамках государственных и муниципальных образовательных учреждений, обязаны пройти аттестационную проверку.
Если по каким-либо причинам педагогический работник своевременно не прошел обязательную аттестацию, то таковая снижается автоматически.
Для восстановления категории необходимо снова подать заявление на аттестацию. В ином случае работник снова должен проходить аттестацию на подтверждение соответствия.
Если воспитатель утратил «высшую» категорию, то восстанавливать ее придется «с нуля». То есть сначала получить первую категорию. На «высшую» можно подать только по истечении двух лет после присвоения первой категории.
Согласно поправкам в законе все категории, полученные до 1 января 2011 года, считаются действительными до окончания срока их действия.
Вместе с тем отменено прежнее положение, когда двадцать лет педагогического стажа сохраняли вторую категорию пожизненно.
Теперь абсолютно все воспитатели детских садов должны подтверждать свою профпригодность один раз в пять лет.
Как проходит аттестация воспитателей ↑
Аттестация воспитателя, как и любого педагога, проходит в соответствии с Положением о порядке аттестации, утвержденном Министерством образования РФ в Приказе №1908 от 26.06.2000.
В процессе аттестации на присвоение квалификационной категории проверяется соответствие работника уровню, на который оный претендует.
При этом проверяется профессиональная компетентность, показатели деятельности, умения, знания и итоги работы.
Проводит аттестацию воспитателя аттестационная комиссия, сформированная образовательной организацией. Оценка осуществляется по нескольким критериям.
Так в процессе аттестации соискатель категории проходит экзамен в письменном виде либо посредством компьютерного тестирования.
Это помогает оценить уровень владения современными методами профессионального обучения, а также подтвердить степень компетентности и опыт работы.
Кроме того, аттестующийся воспитатель ДОУ представляет на рассмотрение комиссии свое портфолио, в котором собраны все наиболее выдающиеся результаты деятельности.
Результаты прохождения экзамена и рассмотрение портфолио помогают определить соответствие воспитателя определенной квалификационной категории.
Заседание аттестационной комиссии может проходить как при участии педагога, так и за «закрытыми дверьми».
Принятое решение оформляется в виде протокола, а затем вносится в аттестационный лист воспитателя ДОУ. После утверждения документа вышестоящим субъектом РФ итого передаются работодателю.
Документальное оформление
Подача заявки на представление воспитателя к аттестации должна оформляться по учрежденному образцу.
В пакете документов должны наличествовать все необходимые справки для аттестации работника, подробная оценка его профессиональных навыков и качества трудовой деятельности, описание педагогической деятельности воспитателя для аттестации.
Как отмечается гигиеническая аттестация в медицинских книжках, читайте здесь.
Также должна указываться информация обо всех результатах предыдущих аттестаций и пройденных курсах по повышению квалификации.
За один месяц до заседания аттестационной комиссии аттестуемый должен быть под роспись ознакомлен с представлением. Работодатель подает собранную документацию на адрес соответствующего субъекта РФ.
При этом информационная карта, заполненная надлежащим образом, должна содержать все необходимые данные.
Затем назначается дата, место и время проведения аттестационной проверки. При этом срок прохождения ее не должен превышать двух месяцев.
Полный пакет документов на аттестацию воспитателя ДОУ включает в себя:
- заявление по образцу;
- прошлые аттестационные листы;
- новый заполненный лист;
- портфолио достижений.
Портфолио
Портфолио воспитателя это наиболее эффективный на сегодняшний день инструмент, отображающий качество работы педагога.
Различают следующие его виды:
Накопительное | Включающее сведения обо всех достижениях и успехах |
Тематическое | Требуется при изучении педагогом отдельной темы, образовательной области или направлению работы |
Проблемное | Посвящено затруднительным ситуациям и методам преодоления их специалистом |
Аттестационное | Содержит все достижения воспитателя в межаттестационный период |
Именно аттестационное портфолио помогает экспертам комиссии составить мнение о профессиональном соответствии воспитателя определенной категории.
Допускается создавать электронное портфолио, что весьма удобно, поскольку помогает более наглядно обосновать применяемые методики и включить в него видеоматериалы.
Содержательная часть портфолио не регламентирована законом. Как правило, в сей документ включаются такие разделы как:
- достижения воспитателя;
- достижения воспитанников;
- оценки экспертов;
- рекомендации;
- отзывы.
По своему желанию педагог волен включить в портфолио любые разделы, которые, по его мнению, помогут составить более полный образ его деятельности.
Таковыми могут стать содержательное эссе воспитателя ДОУ, автобиографический рассказ или профессиональный девиз.
Так портфолио воспитателя детского сада для аттестации на 1 категорию может заключать в себе краткий обзор становления применяемой им методики воспитания.
Характеристика
В портфолио включаются в обязательном порядке разделы, позволяющие составить характеристику воспитателя.
В первую очередь указываются необходимые сведения:
- Фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография.
- Где и когда получена профессия, при этом прилагаются заверенные копии документов.
Далее следует указать стаж работы. При этом нужно подробно расписать, сколько лет всего ведется педагогическая деятельность, сколько лет отдано ныне занимаемой должности, где и на каких должностях приходилось трудиться ранее, какие успехи были достигнуты.
Например, характеристика на воспитателя школы интерната может содержать в себе сведения о достижениях выпущенных воспитанников.
Также нужно не забыть об указании имеющейся квалификации, поскольку портфолио аттестационное. Нужно приложить копию ранее полученного аттестационного листа.
Если были пройдены какие-либо повышающие квалификацию курсы, то следует приложить копии свидетельств об их прохождении.
Самоанализ профессиональной деятельности
Важной частью портфолио воспитателя для аттестации является самоанализ его профессиональной деятельности.
По сути, это краткое, но содержательное изложение всего процесса его трудовой деятельности, преследуемых целей, методов работы и итогов.
Так данная часть портфолио может состоять из следующих пунктов:
- цель личной деятельности;
- поставленные задачи для достижения цели;
- применяемые методики и их следствия;
- духовно-нравственная позиция;
- совершенствование профессионального развития;
- обмен опытом.
В принципе, при составлении самоанализа воспитатель ничем не ограничен. Здесь следует изложить, какой выглядит деятельность с собственной точки зрения.
Составляя лист самооценки, можно отметить все лучшие черты, результаты и достижения.
Творческий отчет
Творческий отчет воспитателя включает в себя сведения о достижениях воспитанников. В этот раздел помещаются дипломы, грамоты, сертификаты, подтверждающие профессионализм работника-педагога.
Если воспитатель участвовал в инновационной или методической деятельности, обязательно следует указать в какой именно.
Поскольку основная цель воспитателя это обучение детей, то в творческом отчете можно рассказать о достигнутых результатах.
Например, чему научились дети за время нахождения под воспитанием, можно привести сравнительные характеристики двух исследований (в начале отчетного периода и по его завершении).
Если воспитанники участвовали в каких-либо соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, нужно подтвердить это приложением сертификатов, дипломов или поощрительных грамот.
Можно приложить творческие работы детей, выполненные под руководством воспитателя. Один раздел творческого отчета стоит посвятить результатам взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
К примеру, работе с родителями, коллегами, администрацией. Можно приложить родительские отзывы, рекомендации более опытных коллег и пожелания администрации.
Аналитическая справка
Подытоживает портфолио воспитателя аналитическая справка. Это форма представления всех результатов воспитательской деятельности с момента последней аттестации.
Посредством аналитической справки педагог анализирует свою деятельность в целом и оценивает эффективность своего труда.
То есть воспитатель должен дать оценку поставленных целей и задач за период между аттестациями. Аналитическая справка включает в себя следующие разделы:
Введение | Кратко анализирует образовательную ситуацию, обозначаются главные проблемы, указывается объект и предмет исследования. Ставятся цели и задачи, касающиеся развития ребенка |
Аналитическая часть | Проводится обзор воспитательской деятельности, и описываются итоги с указанием конкретных показателей. Сравниваются поставленные задачи и достигнутые результаты |
Проектная часть | Указываются проблемы, с которыми пришлось столкнуться воспитателю при реализации поставленных целей. Также указываются основные направления и этапы деятельности |
Заключение | Оценивается результат собственной аналитической деятельности, обозначаются главные направления самосовершенствования и саморазвития в профессиональной деятельности |
Список литературы | — |
Приложение | — |
Темы для аттестации
Каждый воспитатель должен иметь направление образовательной деятельности, которому он уделяет особое внимание.
Это тема самообразования или методическая тема. В процессе аттестации данная тема указывается в обязательном порядке. Нужно подробно раскрыть содержание заявленной темы и провести ее анализ.
Методическая деятельность воспитателя должна соответствовать задачам, поставленным перед дошкольным образованием и соответствовать требованиям, установленным законодательством.
Важно четко сформулировать «свою» тему, например:
- «Формирование личности воспитанника в процессе игровой деятельности».
- «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
- «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством развития познавательных способностей».
Методическая тема для аттестации представляется в портфолио отдельной папкой со следующей структурой:
Пояснительная записка | Актуальность темы, задачи и цели, принципы реализации |
Методика деятельности и организация | Используемая система и содержание применяемых методов |
Графики, таблицы, схемы | Отражают воспитательскую деятельность |
Этапы работы | — |
Планирование деятельности в перспективе | Презентация разработанной методики |
Материалы по теме | — |
Используемые литературные источники | — |
Проведение компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование педагогов для проведения аттестационной оценки введено сравнительно недавно. Первый такой эксперимент был проведен в апреле 2020 года в республике Татарстан.
Среди особенностей такого экзамена отмечены следующие моменты:
Проведения экзамена централизованно | На базе одного учреждения |
Тестирование аттестуемых в аудитории | Оборудованной видеонаблюдением |
Возможность однократной попытки | Сдачи экзамена |
Подсчет полученных баллов системой | И определение на соответствие категории |
Проведение тестирования | Через личный кабинет в системе образования |
При первом тестировании далеко не все кандидаты смогли пройти экзамен. И не только по причине недостатка профессионализма.
Некоторые педагоги не уложились в отведенное время, другие неправильно оформили свои ответы или не закрепили их в системе, кто-то забыл прикрепить личные документы.
Как бы то ни было, в будущем планируется перейти на компьютерное тестирование полностью.
Потому педагогам рекомендуется заранее ознакомиться с правилами прохождения экзамена на компьютере, потренироваться с решением тестов не заходя в систему.
Если на высшую категорию
При аттестации на высшую категорию требования к воспитателю увеличиваются. Прежде всего, требуется наличие первой категории квалификации.
Подавать заявку на присвоение высшей квалификации можно только спустя два года. Обязательно от претендента требуется:
- практическое применение образовательных технологий и методик;
- демонстрация полученных результатов на примере воспитанников.
При этом результаты деятельности должны быть более чем стабильными. Динамика успеха воспитателя должна быть выше среднего уровня в этой области.
Видео: аттестация персонала и стимулирование карьеры
Воспитатель обязан продемонстрировать свой личный вклад в усовершенствование образовательных методов и улучшение качественности программы образования.
Также значимым является владение инновационными технологиями и распространение профессионального опыта.
Экспертный вывод
На основании всех предоставленных материалов производится экспертная оценка деятельности воспитателя детского сада.
При этом учитываются профессиональные установки, личное отношение к профессии воспитателя, уровень профессиональных навыков и итоги деятельности.
Свои выводы аттестационная комиссия обобщает в виде экспертного заключения. Далее в течение семи дней проводится обработка всех материалов, изучаются суждения экспертов, готовится справка.
В процессе коллегиального решения аттестационная комиссия решает, насколько соответствует претендент получению заявленной категории.
В случае положительного решения выдается аттестационный лист. Отрицательное решение сопровождается обоснованием причин отказа и приложением рекомендаций для повторной аттестации.
Последние изменения 2020 года ↑
Ключевым изменение в законе об аттестации является введение двухуровневой системы. Сначала воспитатели (педагоги) должны подтвердить собственное соответствие занимаемой должности.
Какова продолжительность рабочего времени по совместительству, читайте здесь.
Как сделать внесение записи в трудовую книжку о совместительстве, смотрите здесь.
На следующем этапе можно претендовать на получение определенной квалификации. При этом законодательными поправками упразднена втора категория.
На текущий момент существуют только два типа квалификации – первой категории и высшей.
Претендовать на первую категорию вправе работники с отсутствием квалификации либо с истекающим квалификационным сроком.
Высшая категория может быть присвоена при наличии первой категории либо незадолго до истечения срока высшей категории.
По новому законодательству освобождаются от прохождения обязательной аттестации:
- педагоги со стажем менее двух лет;
- беременные женщины;
- педагоги, пребывающие в декретном отпуске.
При этом закон не воспрещает данным категориям подавать заявку на добровольную аттестацию.
Повышенный контроль государства к аттестации работников сферы образования являет собой заботу о будущем общества.
Только квалифицированные кадры способны дать подрастающему поколению должное образование.
Таким образом, аттестация играет важнейшую роль в жизни социума и подход к ней должен быть максимально ответственным.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.