Как проходит камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ
По окончанию налогового периода плательщик налога обязуется представить отчет в налоговый орган. Вправе плательщик подать декларацию и в том случае, когда желает получить налоговый вычет.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Но важным является не только подача документации, но и знание порядка и особенностей проведения камеральной проверки.
Общие сведения ↑
Что подразумевают под понятием «камеральная проверка 3-НДФЛ по возврату налога или его уплате физическими лицами? В какой срок инспектор обязан выполнить свои обязательства, и для чего она вообще нужна?
Что это такое
Любая поданная налогоплательщиком декларация 3-НДФЛ проверяется представителем государственного органа.
Под налоговым контролем, который осуществляет должностное лицо, понимают контролирование, насколько соблюдены условия по уплате налогов и сборов (ст. 82 НК).
Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка. Она осуществляется, основываясь на данные, что указаны в декларации.
При этом не осуществляются другие виды проверок налогоплательщиков. Проводят такую проверку инспекторы по месту расположения налоговой инстанции, не выезжая на предприятия и в другие инстанции.
Назначение процедуры
Проверка камерального типа – это способ проконтролировать правильность исчисления и заполнения отчетности, что сдается физическими лицами или налоговыми агентами.
Обращают внимание и на соблюдение сроков предоставления всех сопутствующих справок. Инспектор вправе проверить:
- правильно ли исчислена налоговая база;
- безошибочно ли подсчитаны данные, что отражены в документе;
- обосновано ли требование в предоставлении вычета;
- правильно ли применяются ставки и льготы, соответствуют ли они законодательным актам;
- соответствие информации бухгалтерского учета и налоговой декларации.
Срок проверки
Сроки камеральной проверки 3-НДФЛ – 3 месяца с момента представления плательщиком налога отчета в уполномоченный орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Рассматривается тот отчетный период, за который подано документацию. Повторную проверку проводить не положено.
Если лицо не соблюдает сроки, что установлены нормативными актами, оно будет наказано в соответствии с правилами ст. 119 НК.
Налогоплательщику в таком случае придется оплатить штраф в размере 5% от суммы налога, что подлежит уплате, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30%.
Если задержка подачи отчета составила больше 180 дней, тогда сумма ежемесячного штрафа – 10% от размера налога.
Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ ↑
Как проводится камеральная проверка, к чему стоит быть готовому гражданину, что подал декларацию.
Обязано ли должностное лицо информировать о статусе проверки или заявитель должен самостоятельно узнать о решении Налоговой инстанции?
Порядок процедуры
После того, как вы представили все документы и саму заполненную декларацию, в течение установленного законодательством срока будет проведена камеральная проверка.
О том, что проверка начата, плательщика налога информировать никто не будет. Порядок осуществления контроля должностным лицом описано в ст. 88 НК.
Проверка может быть приостановлена, если обнаружится ошибка, противоречие или несоответствие сведений, что содержатся в декларации.
При этом плательщик должен предоставить необходимые пояснения, исправить ошибки в бланках в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Лицу будет сообщено о прерывании процедуры:
- выслано требование о подаче определенного документа;
- вызвано его лично.
Для того чтобы своевременно исправить ситуацию, стоит вписывать в документе номер телефона, по которому инспектор с вами свяжется.
Отсчет сроков проверки в таком случае начинается с момента подачи последней справки или пояснений плательщика налога.
То есть, если вы доносили документы или подавали уточненную декларацию, отсчет будет проводиться заново и продлится более 3 месяцев. Проверка проводится без решений руководителя.
После завершения проверки декларации плательщик налога должен быть готов к такому развитию событий:
- При наличии ошибки – принести обновленный список документации. Подают все справки о расходах.
- При обнаружении неточностей – подготовка корректирующей декларации и новая камеральная проверка.
- Если отсутствуют ошибки и несоответствия, приходит квитанция на уплату исчисленного налога. Этот вариант возможен при условии, что размер полученного дохода от реализации имущества превышает размер покупки, или есть объект, который лицо сдает в аренду.
- Высылается решение о том, что сумма уплаченного ранее налога будет возмещена.
- Ничего не высылается – инспекция имеет полное право не информировать налогоплательщика о результатах проверок. В таком случае стоит самостоятельно обратиться в налоговый орган.
Если вы знаете результат проведенной процедуры контроля – декларацию приняли, и плательщику предоставляют возможность получить вычет.
Тогда на лицевой счет заявителя будет зачислена сумма излишне уплаченного налога в течение одного месяца с момента подачи письменного обращения.
Если представитель налогового органа не счел нужным уведомить вас о решении, тогда можно отправить или отнести письмо с официальным запросом.
Когда процедура будет закончена, инспектор оформляет акт камеральной проверки, форма которого регламентирована Приказом ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.
Но составляют его только в тех ситуациях, когда обнаружено нарушение законов об уплате налогов и сборов. Отводится для этого 10 дней после окончания проверки (ст. 100 п. 1 НК).
При отсутствии каких-либо нарушений представитель уполномоченного органа ничего не составляет. Если инспектор обнаружил, что уплачено лишний налог, плательщик будет проинформирован об этом в течение 10 дней.
Просмотр статуса проверки
Участились обращения физических лиц в Налоговую инспекцию с требованием разъяснить статус проверки по декларации 3-НДФЛ, на котором она находится.
Для этого разработано службой ФНС электронную систему «Личный кабинет плательщика для физического лица», где граждане могут самостоятельно пересмотреть интересующую информацию.
На данном сайте есть раздел для просмотра статуса проверки документа. К примеру, гражданином было подано отчет в уполномоченные структуры для получения вычета имущественного характера при продаже автомобиля.
Все о декларации 3-НДФЛ и заявлении на возврат налога, читайте здесь.
Войдя в свой онлайн-кабинет, он увидит дату, когда зарегистрировано его обращение, номер регистрации, дату, когда начато проведение камеральной проверки, ее ход и т. п.
Здесь же можно узнать и о результатах проверки – подтверждено право имущественного вычета или отказано.
Для того чтобы подключиться к сайту, можно воспользоваться интернетом, или отправиться в налоговый орган лично с паспортом и ИНН. Там вам выдадут пароль и логин для пользования сервисом.
Как узнать результат
Если вам не терпится узнать по истечению 3 месяцев, завершено ли камеральную проверку или нет, то можно это выяснить несколькими способами:
- Отправляйтесь в налоговую инстанцию, где лично сможете разобраться со всеми вопросами.
- Позвоните должностному лицу.
- Посмотреть на сервисе 3 «Личный кабинет плательщика…» или «Камеральная проверка деклараций формы 3-НДФЛ (сайт ФНС — www.nalog.ru).
Порядок действий:
- зайдите в раздел «Электронных сервисов» – «Все сервисы» — «Камеральная проверка…».
- введите номер ИНН.
- читайте информацию – статус будет отображен словами «завершено»/«незавершенно».
Возникающие нюансы ↑
Не всегда решение инспектора, который проводил проверку, может порадовать налогоплательщика. В каких случаях может последовать отказ в удовлетворении требований и как тогда поступать?
Как быть при отказе?
Отказ со стороны уполномоченной структуры по итогам проверки может поступить, к примеру, если было обнаружено ошибку, не представлено плательщиком все документы и т. д.
Видео: декларации и расчеты, по которым проводятся камеральные проверки
Чаще всего с такой проблемой сталкиваются лица, заявившие о предоставлении вычета. Так как плательщик не представил надлежащим образом подготовленный пакет документации, то решение об отказе будет считаться законным.
Даже в том случае, когда лицо подаст дополнительные документы в суде, они учтены не будут. Первым делом стоит выяснить причины отказа, обратившись к должностному лицу за разъяснениями.
После получения акта об отказе в удовлетворении требований, заявитель может обратиться в эту же инстанцию с возражением (ст. 100 п. 6 НК).
Такие действия возможны:
- при несогласии плательщика с выводом и предложением инспекторов;
- при необходимости проинформировать руководство о наличии ошибок и неточностей в актах, или нарушении права налогоплательщика в процессе проверки.
Подавать ли возражение – это добровольное решение физического лица. В Налоговом кодексе содержится перечень ситуаций, когда плательщик имеет право обратиться с пояснениями:
Ситуация | Законное основание |
При рассмотрении документов налоговым органом | ст. 101 п. 4 абз 1 НК |
Подавая жалобу в вышестоящую инстанцию | ст. 137 – 138 НК |
Возражение может подаваться в письменном виде произвольной формы. Они представляются:
- на акты камеральных проверок в общем.
- на отдельные решения в актах.
В обращении стоит указать такую информацию:
- дата подачи возражения;
- название предприятия или ФИО физлица;
- адрес месторасположения для юрлица, места проживания – для гражданина и ИП;
- ИНН, КПП;
- название налоговой структуры;
- ФИО должностного лица, которым проводилась проверка;
- дата, когда проверка начата и закончена.
Далее следует описать вкратце свои возражения, суммы, которые не устраивают плательщика, аргументированные разъяснения заявителя и инспектора.
Для того чтобы не быть пустословным, следует прилагать все необходимые документы, которые подтвердят вашу правоту:
- судебное решение;
- первичную декларацию;
- письмо Минфина;
- письменное разъяснение Минфина и т. д.
В пользу налогоплательщика будет принято решение в таких случаях:
- если документация была изъята;
- требование лицо не получило из-за сбоев в работе почтового отделения;
- доказательства того, что требование было доставлено надлежащим способом, отсутствуют.
Видео: камеральная проверка
Можно ли проверить камеральную проверку?
Плательщик имеет право подать жалобу в апелляционный суд, если камеральная проверка проводилась с нарушениями, например, длилась больше 3 месяцев. Обратиться с таким заявлением стоит до того момента, когда решение вступит в силу.
Как осуществляется подача уточненной декларации 3-НДФЛ, читайте здесь.
Образец заполнения 3-НДФЛ для ИП, смотрите здесь.
То решение, что уже вступило в силу, может быть обжаловано на протяжении 1 года с даты его принятия. Проверять наличие нарушения со стороны налогового органа будет вышестоящая инстанция.
Особенности в Москве
Представитель налогового органа, который проводит камеральную проверку, вправе требовать:
- Справки, которые являются подтверждением права на льготу.
- Справки, что подтвердят права на вычеты.
- Справки по налогу, что связан с использованием природного ресурса (ст. 88 п. 9 НК).
В остальных случаях требование дополнительных документом считается незаконным (постановление властей ВАС РФ от 11 ноября 2008 № 7307/08, ФАС Московского от 30 марта 2011 № КА-А40/1884-11 и Центрального от 07 декабря 2011 № А35-11058/2010 округов).
То есть, налоговиками не может быть затребована, к примеру, аналитическая справка, что не является первичным бухгалтерским документом.
Сюда же можно отнести:
- Инвентаризационную опись.
- Авансовый отчет.
- Оборотно-сальдовую ведомость.
- Список объектов ОС.
Если вы сдаете декларацию, вам не избежать камеральной проверки.
Но для того чтобы она не затягивалась и решение было принято в вашу пользу, внимательно пересчитывайте суммы, указанные в документе и своевременно предоставляйте все нужные справки, затребованные должностным лицом.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.