Как выглядит образец заявления на подотчет в 2020 году
Нужно ли писать заявление о выдаче денег под отчет и чем грозят предприятию различные нарушения процедуры?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Выдача подотчетных средств – уязвимое место многих организаций, так как эта процедура связана с рядом формальностей. Многие бухгалтеры допускают различные ошибки, которые потом дорого обходятся предприятию.
Споры о необходимости такого документа, как заявление, наконец-то прекращены, так как с 2020 года это является обязательным условием.
- Основные сведения
- Как правильно написать заявление на выдачу подотчетных сумм
- Порядок получения денежных средств через банк
Но как правильно его составлять и следует ли делать это каждый раз? И как быть, если деньги под отчет собирается взять руководитель?
Основные сведения ↑
Ни одна организация не может обойтись без таких расходов, как отправление сотрудников в командировки или траты на хозяйственные нужды.
Особенно, если это большая компания и сотрудников несколько сотен, а то и тысяч. Законодательство РФ часто вносит различные изменения в процедуру выдачи подотчетных средств.
В последний раз они были внесены в 2020 году:
- Теперь можно выдавать деньги не только штатным работникам, но и тем, с кем заключен гражданско-правовой договор.
- Подотчетные средства можно получить безналично.
- Заявление является обязательным условием для получения денег.
После того, как все формальности с заявлением закончены, бухгалтеру остается только выдать кассовый ордер и отдать сотруднику деньги.
Со своей стороны сотрудник обязан потратить деньги по назначению и отчитаться за все траты. Сделать это необходимо не позднее, чем через три дня, осле окончания установленного срока.
Чаще всего для этого используется так называемый авансовый отчет. Все необходимые бланки находятся в широком доступе.
К нему следует приложить все квитанции и чеки. Еще один спорный вопрос, волнующий многих бухгалтеров, это лимит на выдачу и трату денег.
С одной стороны, закон устанавливает ограничение в размере 100 тыс. рублей. Но есть нюансы:
- лимит применяется только в случае расчета подотчетного лица с компанией или частным предпринимателем;
- он не распространяется на безналичные расчеты (п. 1 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У).
Другими словами, если работник не должен превышать этот лимит при одноразовой оплате каких-либо услуг от лица компании. Это очень важно знать, так как такие мелочи будут рассчитаны как нарушение.
Если налоговая инспекция обнаружит, что выдача подотчетных средств была произведена с какими-то нарушениями, то к предприятию применяются штрафные санкции.
На организацию накладывается специальный штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, а на должностное лицо – от 4 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.
В случае, когда сотрудник не возвращает остаток выданной ему суммы или не может в должной мере отчитаться за свои траты, организация вправе удержать эти деньги из его заработной платы.
Или решить вопрос в судебном порядке, если работник уже уволился. Закон дает 3 года, в течение которых компания может подать иск.
Определения
Подотчетными лицами являются работники организации, которые берут деньги из кассы для осуществления своей профессиональной деятельности.
В какой срок возместить перерасход по авансовому отчету, читайте здесь.
Следует уточнить, что подотчетные средства могут быть выданы также и для других целей. Для получения этих средств следует придерживаться определенных формальностей.
К примеру, писать заявление и сдавать отчеты. Помимо этого, сотрудник не имеет право взять деньги из кассы, если не отчитался за предыдущие траты. Этот факт в обязательном порядке проверяет бухгалтер.
Часто возникает вопрос касательно материальной ответственности. Следует ли заставлять сотрудников подписывать подобный договор при выдаче денег подотчет?
Или это лишь очередной способ для компании перестраховаться в случае каких-либо непредвиденных случаев?
Если обратиться к законодательству РФ, то оказывается, что в заключении подобного договора нет особой необходимости.
Дело в том, что перечень сотрудников, с которыми его следует заключать в обязательном порядке, можно легко найти в приложении к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85.
Назначение денег
Чаще всего средства из кассы предприятия выдается для командировочных поездок, представительских расходов и хозяйственных нужд.
В расходы из-за служебных поездок входит оплата билетов, съем жилья и суточные. Деньги могут выделяться на почтовые расходы, передвижение сотрудника, услуги переводчика и т. д.
Кроме того, сотруднику могут понадобиться дополнительные расходы, связанные со встречами деловых партнеров, презентациями и т. д. Эти траты считаются представительскими расходами.
На практике очень сложно убедить налоговые органы в необходимости подобных трат. Их и проверяют особенно тщательно, так как зачастую суммы на это тратятся немаленькие.
Многие недобросовестные руководители стараются «списать» на такие расходы огромные деньги, которые на самом деле тратятся на другие цели.
Поэтому отчитаться за представительские расходы следует полностью, приложив к отчету все подтверждающие квитанции.
Что касается хозяйственных нужд, то ими обычно занимается уполномоченный на это работник. Сюда входит покупка производственных и не только материалов, оргтехники и канцтоваров.
Сотрудникам важно понимать, что отчитываться за подобные расходы следует вовремя. В первую очередь, следует вернуть оставшиеся деньги.
Это касается и отчета. Дело в том, что когда сотрудник не подтверждает свои расходы вовремя, деньги и товары считаются его доходом.
Который, естественно, облагается дополнительными налогами (ст. 210 НК РФ). И доказать обратное можно только в судебном порядке, да и то не всегда.
Законные основания
Следует знать, что все подотчетные средства не выдаются без соответствующего заявления работника. Оно и является основанием для выдачи денежных средств. Законодательство также контролирует процесс выдачи таких средств.
Это происходит с помощью Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н, Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У, письмо Минфина России от 25 августа 2020 г. № 03-11-11/42288 и т. д.
Как правильно написать заявление на выдачу подотчетных сумм ↑
Согласно Указанию ЦБ от 11 марта 2020 г. № 3210-У заявления о выдаче денег под отчет коснулись некоторые изменения. Например, теперь работник сам может указывать в документе и срок, и сумму.
Директор в случае своего согласия только подписывает бумагу. Кроме того, если раньше можно было обойтись списком с указание подотчетных лиц и суммами, то теперь необходимо каждый раз писать заявление.
Как правильно его составить? Закон не устанавливается единого бланка документа, поэтому форма заявления на подотчет может быть произвольной. Но есть условия, которые обязательно должны быть в нем указаны.
Основные составляющие
Что следует писать в подобном документе? Ведь оно должно быть составлено правильно. В первую очередь, заявление пишется на имя директора или другого руководителя компании.
Далее идут сведения об авторе заявления. Обязательно указывается имя и должность.
Сам документ начинается словами «Прошу выдать подотчет или под отчет..» с уточнением нужд и суммы подотчетных средств. Чаще всего внизу документа сотрудник ставит личную подпись и дату.
Все – теперь осталось получить резолюцию начальника и отправляться в бухгалтерию. Там его также обязан подписать специалист, который занимается выдачей денег, то есть бухгалтер.
Пример
Для того чтобы не возникало никаких проблем с написанием заявления, можно воспользоваться таким образцом.
Если от директора
Довольно распространенная ситуация – это когда подотчетным лицом оказывается руководитель предприятия. Необходимо ли директору писать подобные заявления и отчитываться о потраченных деньгах?
Тем более что именно он должен подписывать собственное заявление. Интересно, что в данном случае законодательство не делает исключений. Ведь, по сути, директор является одновременно и работником.
Конечно, непростую ситуацию могло бы разрешить написание приказа о выдаче денег. Но закон четко устанавливает, что основание для получения денег – заявление. Поэтому эту бумагу часто пишет и визирует одно лицо.
В больших компаниях к тому вопросу подошли с другой стороны – руководитель делегирует полномочия о принятии подобных решений, к примеру, финансовому директору.
Что касается составления заявления, то никаких особых отличий от такого же документа рядового работника оно не содержит.
Порядок получения денежных средств через банк ↑
Все больше современных компаний, особенно крупных, перечисляют подотчетные средства на банковскую карту.
Такой расчет через банк имеет как свои преимущества, так и недостатки. К примеру, бухгалтера, выдающего деньги, появляется больше хлопот, чтобы все оформить правильно.
Но в тоже время, этот вид расчетов достаточно удобен. При этом, подотчетные средства выдаются как на корпоративную карту, так и на зарплатную.
На обычную банковскую карту деньги начисляются в основном командировочным работникам (п. 2.5 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П).
Сначала необходимо открыть специальный расчетный счет и перевести необходимую сумму. Важно знать, что пока сотрудник не начнет тратить эти деньги, они считаются не выданными (Инструкция к оплате счетов от 31.10.2000 № 94н).
У каждого работника должна быть собственная карта. При заключении договора с банком следует предоставить список всех сотрудников, на которых они будут оформляться (2.1 положения ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П).
Порядок и образец заполнения авансового отчета, читайте здесь.
Образец заполнения авансового отчета по командировке, смотрите здесь.
Кстати, лимит в 100 тыс. рублей в этом случае можно не соблюдать. Что касается зарплатной карты, то здесь также потребуется правильное оформление всех документов.
Для этого понадобиться бланк, который разрабатывается на каждом предприятии самостоятельно, и заявление сотрудника.
Выдача денег подотчетным лицам – важная часть бухгалтерского учета. Организация обязана контролировать все расходы, связанные с хозяйственными операциями.
Иначе компания начнет нести убытки и платить огромные штрафы. Но переносить всю ответственность исключительно на руководство также не стоит.
Очень хорошо, когда сотрудники сами понимают всю важность правильного заполнения бумаг и вовремя отчитываются за потраченные в командировке средства.