Особенности работы начальника отдела кадров
Статья раскроет основные моменты, связанные с работой начальника отдела кадров. Что входит в его обязанности, каковы функции и правила его увольнения – далее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
В любом предприятии имеется такая должность, как начальник отдела кадров. Профессия ответственная, имеет множество функций и обязанностей.
Кого можно назначить на данную должность, каковы правила увольнения сотрудника, и какие нормативные акты регулируют деятельность начальника отдела кадров?
Важные аспекты ↑
Кадровая служба является одной из главных на любом предприятии. Основная функция – работа с сотрудниками (их отбор, переквалификация, прием на работу, увольнение и прочее). Возглавляет ее начальник (специалист).
Кроме прав и обязанностей в своей деятельности специалист по работе с персоналом несет ответственность за следующее:
- ненадлежащее выполнение обязанностей, прописанных в должностной инструкции;
- нарушения правового характера в процессе работы;
- причинение ущерба работодателю и организации в целом;
- пренебрежение требований и условий Федерального закона;
- неподчинение работодателю и невыполнение его приказов.
Начальник кадровой службы может осуществлять деятельность по утвержденному работодателем графику, а может планировать мероприятия самостоятельно.
Характеристика деятельности:
Кадровик-профессионал обязан знать потребности начальства и персонала | Поэтому должен учитывать их нужды, желания, прислушиваться к мнению |
Должен придерживаться принципов | Среди которых – развитие способности сотрудников, совместная деятельность, соблюдение распорядка предприятия и другие |
Человек, претендующий на данную должность, должен быстро адаптироваться к новым условиям, уметь работать в коллективе, самостоятельно принимать решения, уметь убеждать сотрудников.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Специалист по работе с кадрами должен обладать такими качествами, как целеустремленность, уверенность в собственных силах, рассудительность, этичность и другие.
С менеджером по работе с персоналом так же заключается трудовое соглашение. В договоре важно высветить все аспекты и нюансы деятельности сотрудника, чтобы не возникало проблем в дальнейшем.
Главное требование к кандидату на данную должность – наличие высшего образования – юридическое, экономическое или педагогическое. Большее внимание уделяется моральным качествам и профессионализму.
Основные понятия
Отдел кадров | Совокупность структурных подразделений организации, цель которых – управление персоналом. Сюда входят кадровые агентства, поиск сотрудников, мероприятия по повышению квалификации |
Сотрудник кадровой службы | Лицо предприятия, отвечающее за прием персонала на работу |
Начальник отдела кадров | Это главный руководитель кадровой службы, задача которого – обеспечивать предприятие сотрудниками. Второе название – HR-менеджер |
Должностная инструкция | Документ, содержащий основные права и обязанности работника. Разрабатывается руководителем организации для своих подчиненных. В должностные инструкции включаются функции подразделения |
Профессиональный стандарт | Квалификационная характеристика, необходимая сотруднику для осуществления трудовой деятельности. Это инновационная форма для определения квалификационных качеств и навыков работника |
Управление персоналом | Сфера знаний и деятельности, которые направлены на обеспечение предприятия профессиональными сотрудниками |
Функции, выполняемые работником на должности
Начальник кадровой службы выполняет множество функций, среди которых:
- осуществление научно-методического обеспечения работы кадровой сферы;
- организация проведения аттестации работников;
- обеспечение предприятия кадрами нужных профессий;
- создание безопасных условий трудовой деятельности на производстве;
- движение сотрудников – прием на работу, увольнение, перевод;
- осуществление контроля по дисциплине;
- ведение отчетности;
- контроль за документацией.
Законодательная база
Кадровый работник в своей деятельности должен руководствоваться Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Его нормы регулируют порядок приема и увольнения сотрудников, организацию режима труда и отдыха, выплату заработной платы и прочие нюансы.
Не менее важным является Федеральный закон № 149 «Об информации», принятый 27 июля 2006 года.
В соответствии с ним строится вся деятельность кадровой службы. 57 статья Трудового Кодекса побуждает работодателей использовать профессиональный стандарт.
Для организаций государственного и муниципального типа он также является обязательным – 144 статья Трудового Кодекса РФ.
Увольнение начальника кадровой службы по инициативе третьих лиц регламентируется 83 статьей, пункт 4 Трудового Кодекса.
Если специалист изъявил собственное желание уволиться, то процесс осуществляется на основании 80 статьи Трудового Кодекса Российской Федерации.
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-ботеПопробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисеПри увольнении по инициативе работодателя следует руководствоваться 81 статьей ТК РФ.
Что должен знать руководитель отдела кадров ↑
В процессе своей деятельности начальник кадровой службы должен иметь представление о:
- положениях трудового законодательства и прочих нормативных актов;
- структуре организации, ее кадровой политике и численности персонала;
- потребности в кадрах;
- состоянии рынка труда;
- методах оценки профессионализма персонала;
- производстве дел кадровой службы;
- основах психологии и социологии;
- порядке оформления и заполнения документов;
- правилах и нормах охраны труда.
HR-менеджер должен иметь психологические навыки, понадобятся и экономические знания, юридические.

Принцип работы инспектора по кадрам, читайте здесь.
Должностная инструкция (образец)
Должностная инструкция является обязательным элементов трудовой деятельности организации. В документе содержатся задачи, требования квалификации, функции, права и обязанности сотрудника.
Если на предприятии отсутствует данная инструкция, то законом это не карается и не считается нарушением. Единственный недостаток – руководитель может принять незаконное решение.
Требования к составлению должностной инструкции высветлены в Постановлении Государственного Стандарта Российской Федерации №299, принятом 30 декабря 1993 года.
Инструкции, которые разрабатывает работодатель, должны содержать конкретный перечень обязанностей работников, учитывая условия труда и особенности предприятия.
Инструкция должности должна включать (требования к оформлению):
- название организации;
- тип документа;
- его дату и номер регистрации;
- место оформления (создания);
- заголовок и текст документа;
- приложения;
- подпись.
Должностная инструкция содержит следующие разделы:
Общие положения | Описание документа, назначение должности |
Квалификационные требования к сотруднику | Уровень образования, умения и навыки |
Обязанности | То есть то, что необходимо знать начальнику отдела кадров |
Критерии успешности | Выполнения трудовой деятельности (функции) |
Права | Например, своевременное получение заработной платы, ежегодный отпуск и прочее |
Ответственность | — |
Главная функция менеджера кадровой инспекции – отбор персонала, поэтому он должен:
- понимать кадровую ситуацию каждого отдела организации с целью обновления персонала;
- знать способы привлечения на предприятие необходимых работников;
- уметь проводить собеседование и анализировать анкеты.
То есть, не менее важной является аналитическая работа начальника отдела кадров. От качества ее выполнения зависит успешное течение дел организации.
Основные обязанности
Главная обязанность менеджера по работе с персоналом – оказание помощи руководству организации и сотрудникам.
Права трудового характера начальника кадровой службы должны быть подтверждены документацией (внутренними локальными актами) организации.
Основными обязанностями считаются:
- подчинение главе предприятия или его заместителю;
- наличие профильного образования и стаж работы в подобной службе;
- определение кадровой стратегии развития организации;
- предложение мер, направленных на оптимизацию структуры штатов;
- распределение полномочий и обязанностей сотрудников;
- организация деятельности сотрудников отдела кадров, распределение между ними функций;
- оснащение организации опытными работниками;
- продуктивное взаимодействие с прочими структурами – биржей труда, кадровыми агентствами и другими организациями, которые занимаются подготовкой кадров;
- прогнозирование надобности в рабочей силе на текущие и будущие периоды.
Выделяют и дополнительные обязанности:
- контроль за изменениями в трудовом законодательстве в сфере кадровой службы;
- оформление документации в соответствии с требованиями законодательства;
- участие в создании различных комиссий – по аттестации, проверкам;
- организация обучения и повышения квалификации сотрудников предприятия;
- заключение с работниками соглашений о переобучении, не влияющим на отрыв от работы;
- проведение тестирования, анкетирования сотрудников при отборе на должность, замещение;
- предложение мероприятий, направленных на уменьшение потерь со стороны работников.
Перечисленные обязанности используются для повышения эффективности трудовой деятельности кадровой службы.
Также начальник отдела кадров обязан своевременно оповещать сотрудников об изменениях в распорядке организации, руководство – о поступлении новых работников, планируемых мероприятиях, важных событиях.
Во всех сферах деятельности специалист должен быть компетентным, разбираться в любых тонкостях и проблемах компании. Не менее значимой является обязанность по поддержке сплоченности коллектива, взаимопомощи.
Действие профессионального стандарта
Начиная с 1 января 2020 года, профстандарты вводятся в действие. Утверждает их Министерство труда.
Необходимы они для следующего:
- установки стандартов профессиональных типов деятельности;
- выдвижения требований к образованию и опыту работы в определенной сфере;
- унификации понимания трудовых функций сотрудников;
- установки уровня квалификации работников, оплаты трудовой деятельности и прочего.
Профессиональный стандарт – документ нормативного характера, который устанавливает требования к:
- содержанию и качеству трудовой деятельности;
- условиям ее осуществления;
- уровню квалификационных навыков и качеств сотрудников;
- степени образования, необходимого для конкретной должности.
Принципы, которыми следует руководствоваться при разработке стандарта:
- Смена требований к работникам современного мира.
- Учет достижений в сфере создания профессиональных стандартов.
- Использование критериев при формулировке требований.
В профстандарте описываются необходимые для трудовой деятельности знания и умения, уровни сложности выполнения функций и прочее.
Как уволить начальника отдела ↑
Процесс увольнения начальника отдела кадров – нелегкий. При неправильном оформлении процесса могут возникнуть проблемы. Исключение – увольнение специалиста по собственному решению.
Основаниями для увольнения могут быть прогулы, сокращение штата, махинации с документами и их подделка, не прохождение испытательного срока и прочие.
При наличии нарушений начальником отдела трудовых обязанностей можно также расстаться с ним.
Если в процессе деятельности он получал выговоры, не предоставлял вовремя отчетную документацию, разглашал коммерческую тайну — это может послужить причиной увольнения.

Как это текучка кадров, читайте здесь.
Образец должностной инструкции менеджера по персоналу, смотрите здесь.
Также можно предъявить претензии в том, что в кадровой службе не соблюдаются нормы и положения Трудового законодательства.
Документы на увольнение начальника по работе с персоналом необходимо заполнить идеально, так как у него могут возникнуть претензии.
Таким образом, начальник кадровой службы – обязательное лицо в организации. В своей деятельности он имеет множество функций, главная из которых – работа с персоналом.
На данную должность необходимо брать человека, разбирающегося в Трудовом законодательстве и имеющего специальное образование.
Специалист должен знать, чем занимается сотрудник на этой должности, как правильно работать с персоналом, оформлять документацию.
Профессия управляющего персоналом – ответственная и требует специальных навыков.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
-
сибдиван.рф