Рубрики

Как проводится анализ безналичных расчетов

Если у вас на предприятии осуществляются безналичные расчеты, стоит выяснить, как проводится их анализ. А для этого нужно обобщить все сведения, которые содержатся в законодательных актах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Рассмотрим, какие задачи выполняются, какие особенности анализа на фирме и в банке. Определим, на какие нормативные документы стоит опираться при рассмотрении данных вопросов.

В наше время компаниям трудно ограничиться проведением исключительно наличных расчетов.

Содержание

Все чаще такие расчеты между организациями и банками, клиентами являются безналичными. Но в таком случае нужно выяснить, как и кем проводится их анализ.

Общие сведения ↑

Выясним, что понимают под безналичными расчетами и с какой целью они осуществляются сторонами, имеющими договорные отношения.

Определения

Какое определение дается в законодательных документах Российской Федерации?

Безналичными расчетами называют платежи, что проводятся без применения наличных сумм путем перечисления денег по счетам в кредитном учреждении и зачета взаимного требования.

Зачем это нужно?

Безналичные расчеты позволяют юридическим лицам и банкам ускорить оборот средств, сокращать наличность, что нужна для обращения, снижать издержки обращения.

Особенности расчетов безналичного характера:

Расчеты наличностью осуществляются с участием плательщика и получателя Что передают наличные суммы. Участников несколько – плательщики, получатели и банки
Участники расчетов безналичными средствами имеют кредитные отношения с банковскими учреждениями Таких отношений нет в наличной оборачиваемости денег
Средства перемещаются при перечислении на счета Проводят кредитные операции

Значение такого плана расчетов:

Расчеты безналом влияют на концентрацию денег В банковских учреждениях
Расчеты влияют на нормальный кругооборот денег В народном хозяйстве
При четком разграничении наличных и безналичных расчетов Создаются условия, что облегчат планирование обращения деньгами

Они нужны для того, чтобы погашать денежные и кредитные обязательства юрлиц и граждан на базе функционирования средств как средства безналичных платежей.

Законодательная база

Главные законодательные источники:

  1. ГК Российской Федерации.
  2. ГПК РФ, что был утвержден 14 ноября № 138-ФЗ.
  3. АПК РФ, что принят правительством 24 июля 2002 № 95-ФЗ.
  4. Законодательный документ о Центробанке России от 3 июня 2009 № 102-ФЗ.
  5. ФЗ, утвержденный властями 15 февраля 2010 № 11.

Анализ безналичных форм расчетов в РФ ↑

Активы денежных сумм значимы за счет таких причин:

Имеет место рутинное использование денег Для выполнения каждой текущей операции, фирма обязана иметь свободные денежные суммы на расчетных счетах
Деятельность не может иметь предопределенный характер И поэтому деньги необходимы, чтобы выполнить непредвиденные платежи
Деньги нужны по спекулятивному соображению Так как есть риск того, что неожиданно возникнут условия для выгодного инвестирования

В чем суть анализа форм безналичных расчетов в банке и на предприятии?

Основные задачи анализа:

  • осуществление оперативного, повседневного контроля за сохранностью наличности и ценных бумаг в кассе предприятия;
  • осуществление контроля использования денег по целевому назначению;
  • осуществление контроля за правильностью и своевременностью расчетов;
  • осуществление контроля соблюдения форм расчетов, что устанавливаются в соглашениях с покупателем и поставщиками;
  • проведение диагностики положения ликвидности;
  • проведение выверки расчетов с дебитором и кредитором, чтобы исключить просроченную задолженность.

Кем осуществляется процедура?

Анализ безналичных расчетов осуществляется бухгалтерией компании или иными уполномоченными лицами. Анализ денег и управление потоками денежных сумм – важнейшее направление работы главбуха предприятия.

Специалист должен:

  • рассчитывать время обращения денег;
  • анализировать денежный поток;
  • прогнозировать его;
  • определять оптимальный уровень денег;
  • составлять бюджет денежных сумм и т. д.

На основании каких данных?

Конкретная форма определяется по соглашению поставщика и получателя. Анализ денежных сумм – анализ того, насколько предприятие является устойчивым и доходным.

Исходный момент – расчет денег от операционной деятельности. Анализ позволяет определить финансовое положение компании.

Его проводят с помощью отчетов о движении денег. Отчетность формируют не по источнику и направлению применения денег, а по сфере деятельности. Это основной источник данных для проведения анализа.

Анализ осуществляется по данным отчетных периодов. Результат согласовывается с общими оценками финансового положения, которое зависит от способностей фирмы к погашению долгов.

Основной источник данных для анализа взаимосвязи дохода, движения оборотных капиталов и денег – баланс, приложение к нему, отчетность о финансовом результате.

Доход – не единственный факто формирования ликвидности баланса. Иные источники – кредит, займы, эмиссия по ценным бумагам, учредительский вклад.

При подготовке отчета о движении денег применяют прямой и косвенный метод. В первом случае можно судить, какая ликвидность фирмы, так как раскрываются движения средств по счетам.

Такой метод позволит отразить основной источник притока и оттока средств, сделать выводы о том, достаточно ли средств. При использовании второго метода преобразуется величина чистого дохода в величину денег.

При анализе корректируется величина чистого дохода так, чтобы статьи затрат и доходов не были влияющими на величину факторами. Проводится анализ балансовых статей.

Основание проведения безналичных расчетов – заключенный договор (банковских счетов, вкладов, корреспондентских счетов) между банковскими учреждениями и клиентами.

Банки – посредники, что связаны обязательством по гражданскому договору. Но банк не связан условиями основных договоров и объемами исполнения обязанностей по ним при наличии ссылки на такие договора в платежной инструкции клиента.

Расчеты в виде банковских переводов осуществляются, основываясь на платежные инструкции или на договор банка и клиента, где есть данные, необходимые для таких переводов.

Расчеты безналичными средствами проводят на базе расчетной документации регламентированного образца, соблюдая соответствующий документооборот.

Формы расчетов:

Расчеты платежным поручением Когда имеет место поручение плательщиков перечислить определенную сумму на счета получателей
Платежным требованием Требованием о перечислении банком средств по системе инкассо (за отгруженный товар, выполненную работу, предоставленные услуги)
Требованием-поручением Требованием получателей перечислить на базе направленной документации без посредства банка сумму за поставленный товар
Аккредитивами
Чеками Когда выписываются плательщиками чеки для предъявления к оплате в банке и получения денег
С применением пластиковой карты

Проведение расчетных операций осуществляется:

  • через корреспондентские счета в банках РФ;
  • через счета в иных кредитных учреждениях;
  • через счета участников расчетов, что открывались в небанковском кредитном учреждении, что проводит расчетные операции;
  • через счета межфилиального расчета, имеющегося в пределах одного кредитного предприятия.

При проведении на предприятии

Большую часть расчетов в компаниях проводят безналичным путем. Между фирмой и поставщиком должны составляться договора, где прописаны все условия поставки и оплаты продукции.

Это нужно для разрешения спорных ситуаций При проведении безналичных расчетов видно показатели платежеспособности компании, выполнения обязанностей по договорам, уровня стабильности финансового состояния.

Обязательно стоит провести анализ задолженностей в отчетном периоде. К примеру, она может изменяться в общем составе. Отрицательный момент, если задолженность просрочена, так как в таких случаях начисляют пеню.

В компании должны заполняться формы Ж-О № 6. При неотфактурованных поставках составляется акт приемки материала по учетной стоимости.

Раз в квартал проводят сверку расчетов с основными поставщиками и составляют соответствующий акт. При четкой организации расчетов ускоряется оборачиваемость средств и своевременно поступают деньги на счета.

При непоступлении денег будет нарушена ритмичность деятельности предприятия. При расчете могут использовать платежи авансами.

Прекращаются обязательства с покупателем и заказчиком согласно нормам ГК РФ при зачете взаимного требования, новациях, прощении долгов, ликвидации компании.

На примере банка

Рассмотрим на примере Сбербанка. Результат деятельности банка отражают в бухбалансе за месяц, квартал и год, в отчетности о прибыли и убытках, в годовых отчетах, что представляются учреждением в конкретные периоды.

Услуги представляются активного и пассивного плана. Пассивами считают ресурсы, как свои, так и те, что привлекаются для осуществления операций. Их отражают на пассивном счете бухбаланса.

Основные источники привлечения денег:

  • средства населения;
  • суммы, внесенные компаниями.

Активом характеризуется структура банковских вложений. Вложения в ценные бумаги – перспективное направление в работе банка. К примеру, динамика по кредитным вложениям за 2006-2008 г. (показатели в млн. рублей).
1В результате анализа выявлено, что участились переводы и платежи. Развивающееся направление – перечисление заработка и пенсионных сумм. Используются пластиковые карты.

Услуги для корпоративных клиентов:

  • выдача кредитов;
  • депозитарий;
  • операции с драгоценным металлом и ценными бумагами;
  • инкассация;
  • расчетное кассовое обслуживание и т. д.

При оценке прибыли учитывается:

Горизонталь Динамика по исследуемому периоду, за счет чего можно дать оценку текущим изменениям дохода совокупного и по виду деятельности
Вертикаль Изменения структурной динамики дохода по виду деятельности

Анализ динамики структуры дохода банка:
2Анализ затрат:
3Анализ финансового результата:
4Для совершенствования деятельности банка применяют такие технологии осуществления расчетов безналичными средствами:

  • проведение расчетов по поручениям клиентов;
  • обслуживание дистанционно;
  • самообслуживание (применение банковской карты).

Заключительный этап

Результат исследования работы компании и его подразделений должен быть оформлен документально. Составляется пояснительная записка, справка, заключение.

В пояснительной записке отражаются общие вопросы (степень развития фирмы, условия хозяйствования, результат работы юридического лица), аналитическая часть (расчеты, таблица, график, диаграмма, предложение по усовершенствованию работы).

В справках и заключениях отражаются данные об обнаруженных недостатках, резерве и способе его освоения.

Контролировать внедрение в производственный процесс предложений на основании результата анализа должен руководитель и специалисты каждого структурного подразделения компании.

Итак, на заключительном этапе проверок формируют документы и представляют их руководству. При проверке расчетов анализируется порядок их проведения и соблюдение расчетной дисциплины.

При проверке применяют такую документацию:

  • внутренние документы о проведении безналичных расчетов на фирме;
  • договор отношений по корреспондентским счетам организации;
  • лицевой счет по операциям с клиентами и мемориальная документация;
  • учета аналитики по балансовому и внебалансовому счету.

При проверке правил проведения расчетов и соблюдения расчетной дисциплины рассматриваются такие моменты:

  • регистрируются ли в журналах платежных требований и поручений по инкассо;
  • регистрируются ли в журналах расчетной документации принятые, но не исполненные;
  • оформляются ли на оборотных сторонах 1 экземпляра расчетной справки о частичном перечислении;
  • своевременно ли списываются и зачисляются средства на расчетный сет клиента.

Каждая фирма в большей или меньшей степени знакома с безналичными расчетами, а значит, должна знать и особенности осуществления их анализа.

Анализ безналичных расчетов ИП и компаний со статусом юрлиц – процедура, которая проводится в соответствии с законодательными требованиями.

Какие моменты нужно учитывать при этом, и на что обращать внимание, мы выяснили. Остальные нюансы рассмотрены детальнее в нормативной документации.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх