Как проводится анализ безналичных расчетов
Если у вас на предприятии осуществляются безналичные расчеты, стоит выяснить, как проводится их анализ. А для этого нужно обобщить все сведения, которые содержатся в законодательных актах.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Рассмотрим, какие задачи выполняются, какие особенности анализа на фирме и в банке. Определим, на какие нормативные документы стоит опираться при рассмотрении данных вопросов.
В наше время компаниям трудно ограничиться проведением исключительно наличных расчетов.
Все чаще такие расчеты между организациями и банками, клиентами являются безналичными. Но в таком случае нужно выяснить, как и кем проводится их анализ.
Общие сведения ↑
Выясним, что понимают под безналичными расчетами и с какой целью они осуществляются сторонами, имеющими договорные отношения.
Определения
Какое определение дается в законодательных документах Российской Федерации?
Безналичными расчетами называют платежи, что проводятся без применения наличных сумм путем перечисления денег по счетам в кредитном учреждении и зачета взаимного требования.
Зачем это нужно?
Безналичные расчеты позволяют юридическим лицам и банкам ускорить оборот средств, сокращать наличность, что нужна для обращения, снижать издержки обращения.
Особенности расчетов безналичного характера:
Расчеты наличностью осуществляются с участием плательщика и получателя | Что передают наличные суммы. Участников несколько – плательщики, получатели и банки |
Участники расчетов безналичными средствами имеют кредитные отношения с банковскими учреждениями | Таких отношений нет в наличной оборачиваемости денег |
Средства перемещаются при перечислении на счета | Проводят кредитные операции |
Значение такого плана расчетов:
Расчеты безналом влияют на концентрацию денег | В банковских учреждениях |
Расчеты влияют на нормальный кругооборот денег | В народном хозяйстве |
При четком разграничении наличных и безналичных расчетов | Создаются условия, что облегчат планирование обращения деньгами |
Они нужны для того, чтобы погашать денежные и кредитные обязательства юрлиц и граждан на базе функционирования средств как средства безналичных платежей.
Законодательная база
Главные законодательные источники:
- ГК Российской Федерации.
- ГПК РФ, что был утвержден 14 ноября № 138-ФЗ.
- АПК РФ, что принят правительством 24 июля 2002 № 95-ФЗ.
- Законодательный документ о Центробанке России от 3 июня 2009 № 102-ФЗ.
- ФЗ, утвержденный властями 15 февраля 2010 № 11.
Анализ безналичных форм расчетов в РФ ↑
Активы денежных сумм значимы за счет таких причин:
Имеет место рутинное использование денег | Для выполнения каждой текущей операции, фирма обязана иметь свободные денежные суммы на расчетных счетах |
Деятельность не может иметь предопределенный характер | И поэтому деньги необходимы, чтобы выполнить непредвиденные платежи |
Деньги нужны по спекулятивному соображению | Так как есть риск того, что неожиданно возникнут условия для выгодного инвестирования |
В чем суть анализа форм безналичных расчетов в банке и на предприятии?
Основные задачи анализа:
- осуществление оперативного, повседневного контроля за сохранностью наличности и ценных бумаг в кассе предприятия;
- осуществление контроля использования денег по целевому назначению;
- осуществление контроля за правильностью и своевременностью расчетов;
- осуществление контроля соблюдения форм расчетов, что устанавливаются в соглашениях с покупателем и поставщиками;
- проведение диагностики положения ликвидности;
- проведение выверки расчетов с дебитором и кредитором, чтобы исключить просроченную задолженность.
Кем осуществляется процедура?
Анализ безналичных расчетов осуществляется бухгалтерией компании или иными уполномоченными лицами. Анализ денег и управление потоками денежных сумм – важнейшее направление работы главбуха предприятия.
Специалист должен:
- рассчитывать время обращения денег;
- анализировать денежный поток;
- прогнозировать его;
- определять оптимальный уровень денег;
- составлять бюджет денежных сумм и т. д.
На основании каких данных?
Конкретная форма определяется по соглашению поставщика и получателя. Анализ денежных сумм – анализ того, насколько предприятие является устойчивым и доходным.
Исходный момент – расчет денег от операционной деятельности. Анализ позволяет определить финансовое положение компании.
Его проводят с помощью отчетов о движении денег. Отчетность формируют не по источнику и направлению применения денег, а по сфере деятельности. Это основной источник данных для проведения анализа.
Анализ осуществляется по данным отчетных периодов. Результат согласовывается с общими оценками финансового положения, которое зависит от способностей фирмы к погашению долгов.
Основной источник данных для анализа взаимосвязи дохода, движения оборотных капиталов и денег – баланс, приложение к нему, отчетность о финансовом результате.
Доход – не единственный факто формирования ликвидности баланса. Иные источники – кредит, займы, эмиссия по ценным бумагам, учредительский вклад.
При подготовке отчета о движении денег применяют прямой и косвенный метод. В первом случае можно судить, какая ликвидность фирмы, так как раскрываются движения средств по счетам.
Такой метод позволит отразить основной источник притока и оттока средств, сделать выводы о том, достаточно ли средств. При использовании второго метода преобразуется величина чистого дохода в величину денег.
При анализе корректируется величина чистого дохода так, чтобы статьи затрат и доходов не были влияющими на величину факторами. Проводится анализ балансовых статей.
Формы безналичных расчетов в РФ, читайте здесь.
Основание проведения безналичных расчетов – заключенный договор (банковских счетов, вкладов, корреспондентских счетов) между банковскими учреждениями и клиентами.
Банки – посредники, что связаны обязательством по гражданскому договору. Но банк не связан условиями основных договоров и объемами исполнения обязанностей по ним при наличии ссылки на такие договора в платежной инструкции клиента.
Расчеты в виде банковских переводов осуществляются, основываясь на платежные инструкции или на договор банка и клиента, где есть данные, необходимые для таких переводов.
Расчеты безналичными средствами проводят на базе расчетной документации регламентированного образца, соблюдая соответствующий документооборот.
Формы расчетов:
Расчеты платежным поручением | Когда имеет место поручение плательщиков перечислить определенную сумму на счета получателей |
Платежным требованием | Требованием о перечислении банком средств по системе инкассо (за отгруженный товар, выполненную работу, предоставленные услуги) |
Требованием-поручением | Требованием получателей перечислить на базе направленной документации без посредства банка сумму за поставленный товар |
Аккредитивами | — |
Чеками | Когда выписываются плательщиками чеки для предъявления к оплате в банке и получения денег |
С применением пластиковой карты | — |
Проведение расчетных операций осуществляется:
- через корреспондентские счета в банках РФ;
- через счета в иных кредитных учреждениях;
- через счета участников расчетов, что открывались в небанковском кредитном учреждении, что проводит расчетные операции;
- через счета межфилиального расчета, имеющегося в пределах одного кредитного предприятия.
При проведении на предприятии
Большую часть расчетов в компаниях проводят безналичным путем. Между фирмой и поставщиком должны составляться договора, где прописаны все условия поставки и оплаты продукции.
Это нужно для разрешения спорных ситуаций При проведении безналичных расчетов видно показатели платежеспособности компании, выполнения обязанностей по договорам, уровня стабильности финансового состояния.
Обязательно стоит провести анализ задолженностей в отчетном периоде. К примеру, она может изменяться в общем составе. Отрицательный момент, если задолженность просрочена, так как в таких случаях начисляют пеню.
В компании должны заполняться формы Ж-О № 6. При неотфактурованных поставках составляется акт приемки материала по учетной стоимости.
Раз в квартал проводят сверку расчетов с основными поставщиками и составляют соответствующий акт. При четкой организации расчетов ускоряется оборачиваемость средств и своевременно поступают деньги на счета.
При непоступлении денег будет нарушена ритмичность деятельности предприятия. При расчете могут использовать платежи авансами.
Прекращаются обязательства с покупателем и заказчиком согласно нормам ГК РФ при зачете взаимного требования, новациях, прощении долгов, ликвидации компании.
На примере банка
Рассмотрим на примере Сбербанка. Результат деятельности банка отражают в бухбалансе за месяц, квартал и год, в отчетности о прибыли и убытках, в годовых отчетах, что представляются учреждением в конкретные периоды.
Услуги представляются активного и пассивного плана. Пассивами считают ресурсы, как свои, так и те, что привлекаются для осуществления операций. Их отражают на пассивном счете бухбаланса.
Основные источники привлечения денег:
- средства населения;
- суммы, внесенные компаниями.
Активом характеризуется структура банковских вложений. Вложения в ценные бумаги – перспективное направление в работе банка. К примеру, динамика по кредитным вложениям за 2006-2008 г. (показатели в млн. рублей).
В результате анализа выявлено, что участились переводы и платежи. Развивающееся направление – перечисление заработка и пенсионных сумм. Используются пластиковые карты.
Услуги для корпоративных клиентов:
- выдача кредитов;
- депозитарий;
- операции с драгоценным металлом и ценными бумагами;
- инкассация;
- расчетное кассовое обслуживание и т. д.
При оценке прибыли учитывается:
Горизонталь | Динамика по исследуемому периоду, за счет чего можно дать оценку текущим изменениям дохода совокупного и по виду деятельности |
Вертикаль | Изменения структурной динамики дохода по виду деятельности |
Анализ динамики структуры дохода банка:
Анализ затрат:
Анализ финансового результата:
Для совершенствования деятельности банка применяют такие технологии осуществления расчетов безналичными средствами:
- проведение расчетов по поручениям клиентов;
- обслуживание дистанционно;
- самообслуживание (применение банковской карты).
Заключительный этап
Результат исследования работы компании и его подразделений должен быть оформлен документально. Составляется пояснительная записка, справка, заключение.
В пояснительной записке отражаются общие вопросы (степень развития фирмы, условия хозяйствования, результат работы юридического лица), аналитическая часть (расчеты, таблица, график, диаграмма, предложение по усовершенствованию работы).
В справках и заключениях отражаются данные об обнаруженных недостатках, резерве и способе его освоения.
Контролировать внедрение в производственный процесс предложений на основании результата анализа должен руководитель и специалисты каждого структурного подразделения компании.
Что такое безналичный расчет, читайте здесь.
Как сшивать кассовую книгу за год, смотрите здесь.
Итак, на заключительном этапе проверок формируют документы и представляют их руководству. При проверке расчетов анализируется порядок их проведения и соблюдение расчетной дисциплины.
При проверке применяют такую документацию:
- внутренние документы о проведении безналичных расчетов на фирме;
- договор отношений по корреспондентским счетам организации;
- лицевой счет по операциям с клиентами и мемориальная документация;
- учета аналитики по балансовому и внебалансовому счету.
При проверке правил проведения расчетов и соблюдения расчетной дисциплины рассматриваются такие моменты:
- регистрируются ли в журналах платежных требований и поручений по инкассо;
- регистрируются ли в журналах расчетной документации принятые, но не исполненные;
- оформляются ли на оборотных сторонах 1 экземпляра расчетной справки о частичном перечислении;
- своевременно ли списываются и зачисляются средства на расчетный сет клиента.
Каждая фирма в большей или меньшей степени знакома с безналичными расчетами, а значит, должна знать и особенности осуществления их анализа.
Анализ безналичных расчетов ИП и компаний со статусом юрлиц – процедура, которая проводится в соответствии с законодательными требованиями.
Какие моменты нужно учитывать при этом, и на что обращать внимание, мы выяснили. Остальные нюансы рассмотрены детальнее в нормативной документации.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.