🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Как уменьшить НДС к уплате в бюджет (способы оптимизации)
Выбирая тот или иной вариант, действовать нужно грамотно. Государство с завидной регулярностью вносит изменения в НК РФ, отсекая законные схемы налоговой оптимизации.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
- Общие сведения
- Как уменьшить НДС к уплате в бюджет, не трогая прибыль в 2020 году
- Как снизить с помощью упрощенки (УСН)
- При помощи налоговых ставок
- Оптимизация налога на примере организации
Рассмотрим несколько вариантов, которыми еще можно воспользоваться, не нарушая законодательство.
Общие сведения ↑
НДС – налог, который обязательно платится в бюджет.
Суммой к уплате будет являться разница между выставленным покупателю НДС и входящим НДС, который в свою очередь выставили поставщики товаров и материалов (пункт 2 ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ).
Для уменьшения налога к уплате следует найти законный способ уменьшить налогооблагаемую базу или увеличить вычеты без использования серых схем, при этом, не уменьшая прибыль.
Как уменьшить НДС к уплате в бюджет, не трогая прибыль в 2020 году ↑
Любой владелец бизнеса ставит своей целью оптимизировать налоги исключительно на законных основаниях.
Минимизация начисленного налога, отсрочка налоговых платежей и уменьшение налога к уплате в бюджет – вот конечные цели оптимизации.
Кроме знания законных схем сокращения налоговых платежей, необходимо уделить внимание надлежащему оформлению первичной документации.
Оформление займа
Покупатель по договору предоставляет продавцу заем (ст. 807 ГК РФ) на сумму стоимости товара. Затем оформляется договор поставки без предоплаты, по которому покупателю поставляется товар. Для завершения сделки оформляется третий договор – взаимозачета.
Согласно этому договору, заем зачитывается в счет оплаты поставленного товара. Подводный камень данного метода: налоговая может посчитать такую сделку схемой для уклонения от уплаты налога.
Поэтому важно:
- тщательно продумать и прописать цель получения займа вместо логичного аванса;
- позаботиться, чтобы сумма займа не соответствовала до копейки стоимости товара;
- проконтролировать, чтобы дни отгрузки товара, подписания договоров взаимозачета и сроки возврата долга по договору займа не совпадали.
Оформление письменного соглашения о задатке
Задаток не является объектом налогообложения. Поэтому аванс по сути можно документально оформить как задаток, о чем и заключается письменное соглашение.
И продавец на законных основаниях может не включать сумму такого задатка в налогооблагаемую базу до момента фактической отгрузки товара или оказания услуги.
Такой метод подходит для оптимизации в строительстве. Часто возникает ситуация, когда аванс получен на приобретение материалов, которые закупаются частями.
Получается, нужно платить НДС в конце квартала, а вычетов еще нет, потому что материалы и услуги субподрядчиков еще не приняты к учету в полном объеме.
Поэтому лучше сразу оформить договор о задатке для приобретения материалов, а налог заплатить уже по факту подписания акта выполненных работ, когда все затраты и вычеты приняты к учету.
Установление перехода права собственности на товар
При передаче прав собственности на товар такое деяние называется реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В договорах о продаже есть возможность прописать пошагово передачу прав собственности на товар и «выиграть» отсрочку по уплате НДС.
Пример: Продавец прописывает в документах поставки, что в собственность покупатель получает товар после поступления всей оплаты.
Значит, продавец располагает возможностью не включать в базу налога суммы авансов до тех пор, пока за товар не пройдет вся оплата и к новому владельцу не перейдут все права.
Этот момент и будет реализацией. Так как в собственность товар может перейти через 1-2 месяца после поступления первого аванса (уже в следующем налоговом периоде), покупатель получит законную отсрочку в уплате НДС.
Замена договора купли-продажи агентским договором
Если поставщик не плательщик НДС, то, соответственно, у продавца не будет вычетов по НДС, и налоги придется заплатить с полной стоимости реализованного товара.
Продавец может заключить договор комиссии или агентский договор, используя прямую или обратную агентскую схему оптимизации НДС.
Поставщик передает на комиссию продавцу товар. Последний его реализовывает со своей наценкой, выплачивает стоимость товара поставщику по заключенному договору.
О возмещении НДС при импорте оборудования, читайте здесь.
Налоги продавец заплатит только с наценки (ст. 156 НК РФ) (разница между суммой за реализацию и уплаченной поставщику).
Пример: Принципал предает агенту по договору товар для реализации по цене 100 рублей. Агент реализовал товар по цене 120 рублей.
С этого момента важно правильно оформить документы:
- принципал выставляет агенту счет-фактуру на проданный товар, где указывает цену 120 рублей (а не 100 как первоначально в договоре);
- в свою очередь агент выставляет счет-фактуру принципалу за агентское вознаграждение, где и укажет эту разницу в 20 рублей, которая обложится налогами.
В противном случае при поверке агентский договор может быть переквалифицирован в договор поставки или купли-продажи и агент будет вынужден включить в налоговую базу всю сумму выручки.
Путем управления расходами на транспортировку
Этот метод применим для плательщиков на пониженной ставке налога 10%.
Применяется в двух видах:
- доставка товара транспортом продавца;
- использование услуг транспортной компании.
В перво случае: НДС на транспортные услуги 18% в любом случае (п. 1 ст. 153 НК РФ), и если в накладной их показать отдельно, придется заплатить налог по ставке.
Выход: эти услуги принять в общую стоимость товара. В калькуляции или расчете цены не нужно отдельным пунктом ставить «транспортные расходы» — налоговая легко высчитает сумму, с которой нужно будет заплатить недоимку.
Можно включить их в состав расходов на реализацию без расшифровки, тогда будет практически невозможно вычленить стоимость непосредственно транспортных услуг.
Во втором случае: выгода заключается в том, что продавец реализовывает товар по ставке НДС 10%, а вычеты по НДС от услуг транспортной компании принимает по ставке 18%.
Другие законные методы оптимизации на предприятии
Вексельный аванс Если стоимость товара заранее известна, и меняться не будет, продавец может предоставить собственный вексель покупателю.
Передача документально оформляется актом, который составляется в произвольной форме с указанием реквизитов векселя (номер, дата погашения и прочие).
Покупатель перечисляет деньги по векселю, что не будет являться авансом и подлежать налогообложению (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 06.06.2005 N 03-04-11/126) . После отгрузки товара оформляется соглашение о зачете взаимных требований, где оплатой по векселю будет являться отгруженный ранее товар.
Уточненная декларация
Если получилось так, что большое поступление выручки произошло в конце отчетного месяца, а в следующем предполагается значительное поступление входного НДС, можно подать налоговую декларацию по НДС без учета суммы такого поступления.
Подав декларацию за следующий месяц, где отразятся эти вычеты, нужно пересчитать НДС за предыдущий месяц, заплатить пеню за просрочку уплаты НДС и подать уточненную декларацию.
Сумма пени будет незначительной, а компания сможет не изымать денежные средства из оборота, так как НДС к уплате предыдущего месяца перекроется вычетами следующего.
Способ подходит для тех, кто подает декларации и платит НДС ежемесячно, так как у инспектора есть только месяц для обнаружения того, что сдана неверная декларация.
После того, как компания самостоятельно «обнаружит ошибку», заплатит все пени, предъявить обвинения и штрафные санкции (п. 1 ст. 122 НК РФ) контроллеры уже не смогут.
Как снизить с помощью упрощенки (УСН) ↑
Самый простой вариант – перевести предприятие на УСН, тогда обязанность уплачивать НДС совсем отпадет. Но есть риск, что партнеры на ОСН откажутся от сотрудничества, так как им необходим ваш НДС для принятия к вычету и снижения собственного налогового бремени.
Если есть клиенты-неплательщики НДС (Пункт 1 ст. 143, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ), и предполагаемый оборот не позволяет перевести компанию на УСН, можно стать комиссионером покупателя, который применяет нулевую ставку НДС (ст. 145 НК РФ).
Теперь товары у поставщиков закупаются для комиссионера. Так как выручкой в таком случае будет признаваться комиссионное вознаграждение, то установив небольшой процент комиссионного вознаграждения, можно в разы увеличить объем товарооборота.
Пример: фирма приобретает товар у своего поставщика и перепродает его с наценкой 10%. При этом выручка не должна превысить 60 миллионов (условие применения УСН) (Пункт 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
При заключении договора комиссии с размером вознаграждения в те же 10%, товарооборот вырастет в 10 раз и составит уже 600 миллионов (60/10%).
Как оставаться на ОСН и при этом минимизировать НДС с помощью упрощенки:
- Привлечь покупателей и клиентов, применяющих УСН. Доля таких клиентов должна составлять не менее 30% оборота, тогда можно говорить о сведении к минимуму НДС к выплате.
- Владелец компании на ОСН открывает несколько ИП или мелких фирм с УСН. Затем он закупает партию товара и с минимальной наценкой в 1-2 % реализует его в сеть своих компаний на упрощенке. Налоги при этом платит только с минимального процента наценки, приняв весь входящий НДС к вычету. «Упрощенцы» этот товар реализовывают с нормальной наценкой в розницу физлицам или предприятиям, находящимся на спецрежимах уплаты НДС с нулевой ставкой.
- Создать сеть компаний на УСН и стать их комиссионером. Большая часть наценки придется на долю компаний на УСН, а головная компания на ОСН получит минимальное вознаграждение агента, с которого и заплатит налоги.
При помощи налоговых ставок ↑
Оптимизация НДС при применении различных налоговых ставоки разного рода деятельности требует индивидуального подхода к каждому случаю.
Например, схема с применением агентского договора может быть невыгодна плательщикам пониженной ставки НДС, так как все сделки по договору комиссии в обязательном порядке облагаются НДС по ставке 18%.
И наоборот — выгоду при управлении транспортными расходами могут получить только те организации, которые платят НДС по пониженной ставке.
Оптимизация налога на примере организации ↑
Пример 1. Компания «А», работающая на ОСН, приобрела у поставщика товар на сумму 30 000 рублей. Входной НДС составил 4576 рублей. Затем она продала напрямую товар за 45000 рублей.
НДС к уплате в бюджет составит:
45 000 х 18/118 – 4576 = 2288 рублей.
Налог на прибыль:
(45000-30000)*20% = 3000 рублей
Всего налогов к уплате – 5288 рублей.
Все о возврате НДС из бюджета, читайте здесь.
Как заполнить декларацию по НДС по ставке 0, узнайте здесь.
Допустим, компания «А» реализует этот товар с минимальной наценкой 1% через собственную фирму-посредника, применяющую УСН.
Выручка составит:
30000*101% = 30300 рублей
НДС к уплате в таком случае составит:
30300 х 18/118 – 4576 = 46 рублей
Налог на прибыль:
(30300-30000) х 20% = 60 рублей
Фирма-посредник реализует товар за 45 000 и заплатит от суммы реализации 6%, что составит:
45000*6% = 2700 рублей
Общая сумма налогов при использовании схемы с посредником на УСН составит 2806 рублей. Сэкономить на налогах получится 2482 рубля, примерно 47%.
Для того чтобы налоговая не посчитала данную сделку схемой уклонения от уплаты налогов, вновь созданная фирма-посредник должна соответствовать нескольким критериям:
- иметь в собственности или снимать в аренду помещение;
- иметь персонал, необходимый для ведения деятельности;
- иметь на балансе основные средства и материалы для ведения деятельности (крупные могут быть взяты в аренду, а офисную мебель и оргтехнику желательно приобрести в собственность);
- вести деятельность и извлекать прибыль, о чем должны оформляться соответствующие документы.
Видео: оптимизация НДС, направления, льготы
В заключение необходимо заострить внимание еще на некоторых вещах:
- применяемая схема оптимизации должна быть незаметной для проверяющего;
- выбирая форму оптимизации, определите допустимую степень налоговых рисков;
- при внедрении любого из вышеперечисленных способов оптимизации НДС, деловые цели, правовые и экономические обоснования должны быть четко обозначенными, чтобы предприятие не заподозрили в уклонении от уплаты налогов;
- еще раз проанализируйте, нужна ли конкретному предприятию оптимизация: доля налогов в общей выручке 4% и ниже является нормальной.
Следует учесть, что неудачная оптимизация любого налога может привести к конфликту с налоговыми органами, партнерами и сотрудниками.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.