Рубрики

Что такое сегментарная отчетность организации

Статья коснется основных вопросов, связанных с сегментарным типом отчетности. Что это за документ, для чего необходим, каким образом составлять – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Содержание

Некоторые организации должны включать сведения по каждому сегменту в годовую отчетность. Необходимо иметь представление о том, кто обязан составлять подобную документацию и каким образом.

Базовые аспекты ↑

В ходе деятельности организации осуществляют различные операции, принимают решения. Действия эти отображаются в бухучете, на основании которого составляется финансовая отчетность.

В каждой части отчетности необходимо указывать следующие сведения:

  • отчетную дату или период;
  • название организации и ее правовую форму, код;
  • в каких единицах измеряются коэффициенты;
  • адрес.

Условия для формирования отчетности:

  • организация ведет сводную финансовую отчетность;
  • предприятие осуществляет разные типы деятельности;
  • деятельность ведется в разных регионах.

По МСФО 14 выделяют несколько типов сегментов – операционный и географический. Первый включает в себя ту часть деятельности, которая связана с конкретным товаром или услугой, оказанием конкретной работы.

Географический сегмент – выполнение работ и оказание услуг в конкретном регионе деятельности предприятия, которое подвергается риску или получению доходов в иных регионах.

МСФО постановляет, что подобный тип отчетности должны предоставлять те организации, чьи долевые бумаги легко обращаются на рынке.

Информация сегментарной отчетности позволяет разобраться в эффективности направлений бизнеса. Во время формирования сегментарной отчетности выделяют первичный и вторичный типы информации.

В состав первой входят:

  • общая сумма выручки;
  • финансовый итог – доход или убыток;
  • суммарный размер активов;
  • показатели обязательств;
  • размер капитала и вложений;
  • общая доля прибыли и убытка.

Во вторичной информации необходимо указать следующие показатели:

  • выручки от продаж;
  • стоимость актива;
  • сумму вложений в капитал.

К сегментным доходам относятся:

  • итоги непредвиденных ситуаций;
  • прибыль от процентов;
  • инвестиции;
  • прибыль от продаж.

Информация по сегменту подготавливается на основании учетной политики предприятия. При этом необходимо указать:

  • список сегментов, по которым информация подается в бухгалтерию для отчетности;
  • разделение их на первичные и вторичные;
  • как распределяются между сегментами расходы, доходы и активы.

Несколько сегментов могут объединяться в один при условии, что:

  • предназначение товаров или услуг одинаковое;
  • похож и принцип разработки товаров;
  • заказчики одни и те же;
  • продукция продается одинаковым способом;
  • режим обложения налогами один и тот же.

Сегмент является отчетным в таких случаях:

Выручка одного сегмента Не меньше 10% от общей выручки
Доход или расход Также не менее 10%
Касается данный показатель и активов

Если коэффициент ниже 10%, то сегмент могут принять в качестве отчетного, если он содержит необходимую информацию.

Какая раскрывается информация:

  • сведения общего типа;
  • коэффициенты отчетного сегмента;
  • каким способом оценивались показатели;
  • сопоставление общих нормативов с величинами статей финансового отчета.

Периодичность оформления документации, количество предоставления зависит от организации.

Во время принятия данного решения руководящие органы предприятия используют принцип экономичности – расходы на составление отчетности по сегментам не должны быть выше экономического эффекта от ее применения.

В сегментарной отчетности обязательно должны присутствовать данные об отклонениях от показателей, которые планировалось получить.

Чтобы выделить информацию, необходимо учитывать:

  • схожесть условий;
  • наличие устойчивой связи в деятельности разных регионов;
  • общие признаки типов деятельности;
  • риски.

Необходимые термины

Сегментная отчетность Это отчет, сформированный по отдельным частям бизнеса предприятия
Центр ответственности Часть предприятия, благодаря которой накапливается необходимая информация

Для правдивого предоставления сведений о каждом сегменте используются следующие понятия:

Сегментарный доход Доход, указываемый в отчетности, который относится к сегменту или часть прибыли организации, которая может к нему относиться
Сегментарный расход Убыток, который возникает вследствие деятельности сегмента
Итог сегмента Доходы с вычетом расходов
Актив Тот, который применяется сегментом в его деятельности после совершенных действий
Сегментарные обязательства Возникающие в ходе операции и после е окончания
Политика учета Политика, необходимая для создания отчетности и ее предоставления

Какова ее роль

Главная цель – обеспечение руководства всех уровней управления необходимой информацией о деятельности каждого подразделения для проведения анализа и принятия важных решений.

Данная информация необходима для достижения нескольких целей – лучшего понятия итогов прошлой деятельности предприятия и оценки рисков и прибыли организации, принятие обоснованных решений в дальнейшей деятельности.

Нормативная база

Главный документ, который регулирует предоставление отчетности сегментарного типа – Положение по бухучету № 143н, которое было утверждено 8 ноября 2010 года.

Основополагающий документ – Международный стандарт финансовой отчетности № 14.

Согласно приказу № 11н Департамента финансов 27 января 2000 года было утверждено Положение по бухучету – «Информация по сегментам».

Документ требует составлять и предоставлять сегментарную информацию в бухгалтерских отчетах.

Прочие нормативные акты и положения для руководства:

  1. Федеральный закон № 129 «О бухучете», принятый 21.11.1996 года.
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета 4/99.
  3. Нормы международных стандартов финансовой отчетности.
  4. МСФО 14 «Сегментная отчетность».

Правила построения сегментарной отчетности ↑

Предприятие должно пройти несколько этапов:

Сформировать децентрализованную структуру управления С выделением центра ответственности. Возлагается она на главного бухгалтера организации. Он должен следить за расходами в фирме, поэтому каждый сотрудник обязан будет отчитываться за любые отклонения от нормы
Провести кодировку Статей расходов ответственных центров
Организовать Плановую и отчетную работу

Состав такой документации

В отчетности необходимо раскрыть информацию о доходах, затратах, итогах сегмента, активах и обязательствах. Состоит из баланса, отчета о прибыли и расходах, отчета о движении финансов.

К показателям баланса относятся:

  • общее число активов;
  • расходы на покупку активов вне оборота;
  • обязательства;
  • инвестиции.

Показатели отчета о прибыли и затратах:

  • выручка от продажи посторонним предприятиям;
  • выручка другим сегментам;
  • база образования цен;
  • перенос стоимости главных средств и активов нематериального типа;
  • доход или расход.

Отчет о движении финансов содержит следующие нормативы:

  • движение денежных средств.

Методы формирования

Согласно МСФО, методология формирования сегментной отчетности включает следующие этапы:

Выделение лица, которое принимает решения по проведению операций в организации Должность не влияет на выбор такого человека, главное внимание уделяется именно функциям. К таковым относятся – создание организационной политики, ведение контроля по ее соблюдению, проведение оценки бизнеса и прочие. Лицом может быть не один человек, а группа
Определение частей бизнеса Которые приносят выручку и несут затраты в результате деятельности. Основной критерий – не источник прибыли, а ее существенность
Проверка Направленная на проведение анализа итогов деятельности второго этапа. Для этого ответственному лицу предоставляются отчеты
Определение полезности И доступности подаваемой информации
Анализ деятельности сегментов Для их объединения с другими
Раскрытие вопроса Раскрывают ли сегменты отчетного периода 75% выручки консолидированного типа

Условия и принципы построения

К внутренней сегментарной отчетности устанавливаются следующие требования:

  • документ должен отвечать поставленным задачам;
  • внутренний отчет должен содержать только правдивые данные, не должно быть субъективного мнения, погрешность быть минимальной;
  • своевременное предоставление, в те моменты, когда требуется принять важное решение;
  • информация не должна содержать лишних данных, меньший объем способствует оперативному осмыслению;
  • показатели необходимо сопоставлять с коэффициентами каждого сегмента;
  • отчет должен попасть к ответственному лицу;
  • информацию нельзя разглашать посторонним.

К принципам построения относятся:

Сегментный отчет должен быть конкретным и адресным Невозможно добиться ожидаемых итогов, если он будет направлен не менеджеру центра, а руководству
Информация необходима оперативная Во время составления отчетности учитывать психологические особенности менеджера
В прошлогодние периоды не нужно сильно опираться Так как информация должна быть полезной; такой, чтобы оказывала положительное влияние на будущее
Форматы отчетов Не стоит часто менять
Не должно быть перегрузки расчетами Необходима систематизация данных
В отчетах должна быть только основная информация Которая бы помогала сотрудникам выполнять поставленный план
Помимо оформления Отчетности необходима беседа бухгалтера с работниками

Управляющий обязан внести ясность бухгалтеру (или другому лицу, отвечающему за составление отчетности) о том, как необходимо оформлять сегментарный отчет, какую информацию подавать и в какие сроки.

При формировании показателей отчетности сегмента необходимо брать во внимание следующие особенности:

В доход не включаются проценты, дивиденды и прибыль от продаж Если доход не является объектом деятельности
К расходам не относятся Проценты от продаж вложений, налог на доход, другие затраты предприятия
В обязательства не входят Долги по налогам

На примере предприятия

Рассмотрим несколько примеров:

Организация «упаковка» производит и реализует тару и прочие упаковочные материалы Структура фирмы строится на географическом принципе — главный офис расположен в Москве. В его подчинении имеется 4 структурных подразделения, находящихся в городах столицы. Каждый филиал занимается продажей тары в своем регионе. Для такого предприятия отчетным сегментом будет географический, так как размер выручки включает несколько компонентов
Пример операционного сегмента – фирма «Мужская обувь» занимается пошивом и продажей В состав входит:

  • цех по пошиву;
  • отдел, занимающийся ремонтом;
  • магазин по продаже обуви;
  • склад

В данном случае подразумевается операционный сегмент, так как выручка зависит от таких компонентов – прибыль от продаж по договору, выручка от продаж магазина и со склада.

Проведение анализа ↑

Сегментная отчетность подлежит анализу, цель которого – выделение перспектив бизнеса, которые необходимо развивать первым делом.

Вследствие этого необходимо решить следующие задачи:

Оценить выполнение плана каждого сегмента Для этого изучаются возможные отклонения от поставленного плана и их причины
Провести анализ прибыли и затрат С этой целью важно изучить их состав и структуру
Проанализировать результативность и эффективность Деятельности сегментов
Оценить вклад каждого отдела В общую финансовую деятельность
Провести оценку о достижении целей деятельности Организации для каждого сегмента
Изучить возможные перспективы

Во время анализа используются методы:

Горизонтальный Оценка изменений главных коэффициентов, темпы развития
Вертикальный Определение доли сегмента для общего итога деятельности
Сравнение показателей
Аналитические коэффициенты Расчет показателей
Оценка рейтинга каждого сегмента Для принятия важных и правильных решений

Задача аудита – выявить, какую методологию использует организация во время подготовки информации по сегментам.

Таким образом, сегментарная отчетность необходима для оценки результатов деятельности прошлых периодов и принятия важных решений.

При составлении необходимо пользоваться принципами Международного стандарта № 14.

Информация, подаваемая в отчетности по сегментам, дает возможность руководству организации вести контроль по деятельности подразделений.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Бесплатный видеочат! рунетки. Видеочат знакомств. Бесплатно.

Бухгалтерия Онлайн © 2022 - Все права защищены. / Карта сайта

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.



Наверх