Что такое сегментарная отчетность организации
Предыдущая статья: Сдача отчетности в некоммерческих организациях
Следующая статья: Управленческая отчетность
Статья коснется основных вопросов, связанных с сегментарным типом отчетности. Что это за документ, для чего необходим, каким образом составлять – далее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Некоторые организации должны включать сведения по каждому сегменту в годовую отчетность. Необходимо иметь представление о том, кто обязан составлять подобную документацию и каким образом.
Базовые аспекты ↑
В ходе деятельности организации осуществляют различные операции, принимают решения. Действия эти отображаются в бухучете, на основании которого составляется финансовая отчетность.
В каждой части отчетности необходимо указывать следующие сведения:
- отчетную дату или период;
- название организации и ее правовую форму, код;
- в каких единицах измеряются коэффициенты;
- адрес.
Условия для формирования отчетности:
- организация ведет сводную финансовую отчетность;
- предприятие осуществляет разные типы деятельности;
- деятельность ведется в разных регионах.
По МСФО 14 выделяют несколько типов сегментов – операционный и географический. Первый включает в себя ту часть деятельности, которая связана с конкретным товаром или услугой, оказанием конкретной работы.
Географический сегмент – выполнение работ и оказание услуг в конкретном регионе деятельности предприятия, которое подвергается риску или получению доходов в иных регионах.
МСФО постановляет, что подобный тип отчетности должны предоставлять те организации, чьи долевые бумаги легко обращаются на рынке.
Информация сегментарной отчетности позволяет разобраться в эффективности направлений бизнеса. Во время формирования сегментарной отчетности выделяют первичный и вторичный типы информации.
В состав первой входят:
- общая сумма выручки;
- финансовый итог – доход или убыток;
- суммарный размер активов;
- показатели обязательств;
- размер капитала и вложений;
- общая доля прибыли и убытка.
Во вторичной информации необходимо указать следующие показатели:
- выручки от продаж;
- стоимость актива;
- сумму вложений в капитал.
К сегментным доходам относятся:
- итоги непредвиденных ситуаций;
- прибыль от процентов;
- инвестиции;
- прибыль от продаж.
Информация по сегменту подготавливается на основании учетной политики предприятия. При этом необходимо указать:
- список сегментов, по которым информация подается в бухгалтерию для отчетности;
- разделение их на первичные и вторичные;
- как распределяются между сегментами расходы, доходы и активы.
Несколько сегментов могут объединяться в один при условии, что:
- предназначение товаров или услуг одинаковое;
- похож и принцип разработки товаров;
- заказчики одни и те же;
- продукция продается одинаковым способом;
- режим обложения налогами один и тот же.
Сегмент является отчетным в таких случаях:
Выручка одного сегмента | Не меньше 10% от общей выручки |
Доход или расход | Также не менее 10% |
Касается данный показатель и активов | — |
Если коэффициент ниже 10%, то сегмент могут принять в качестве отчетного, если он содержит необходимую информацию.
Какая раскрывается информация:
- сведения общего типа;
- коэффициенты отчетного сегмента;
- каким способом оценивались показатели;
- сопоставление общих нормативов с величинами статей финансового отчета.
Периодичность оформления документации, количество предоставления зависит от организации.
Во время принятия данного решения руководящие органы предприятия используют принцип экономичности – расходы на составление отчетности по сегментам не должны быть выше экономического эффекта от ее применения.
В сегментарной отчетности обязательно должны присутствовать данные об отклонениях от показателей, которые планировалось получить.
Чтобы выделить информацию, необходимо учитывать:
- схожесть условий;
- наличие устойчивой связи в деятельности разных регионов;
- общие признаки типов деятельности;
- риски.
Необходимые термины
Сегментная отчетность | Это отчет, сформированный по отдельным частям бизнеса предприятия |
Центр ответственности | Часть предприятия, благодаря которой накапливается необходимая информация |
Для правдивого предоставления сведений о каждом сегменте используются следующие понятия:
Сегментарный доход | Доход, указываемый в отчетности, который относится к сегменту или часть прибыли организации, которая может к нему относиться |
Сегментарный расход | Убыток, который возникает вследствие деятельности сегмента |
Итог сегмента | Доходы с вычетом расходов |
Актив | Тот, который применяется сегментом в его деятельности после совершенных действий |
Сегментарные обязательства | Возникающие в ходе операции и после е окончания |
Политика учета | Политика, необходимая для создания отчетности и ее предоставления |
Какова ее роль
Главная цель – обеспечение руководства всех уровней управления необходимой информацией о деятельности каждого подразделения для проведения анализа и принятия важных решений.
Все об экологической отчетности предприятий, читайте здесь.
Данная информация необходима для достижения нескольких целей – лучшего понятия итогов прошлой деятельности предприятия и оценки рисков и прибыли организации, принятие обоснованных решений в дальнейшей деятельности.
Нормативная база
Главный документ, который регулирует предоставление отчетности сегментарного типа – Положение по бухучету № 143н, которое было утверждено 8 ноября 2010 года.
Основополагающий документ – Международный стандарт финансовой отчетности № 14.
Согласно приказу № 11н Департамента финансов 27 января 2000 года было утверждено Положение по бухучету – «Информация по сегментам».
Документ требует составлять и предоставлять сегментарную информацию в бухгалтерских отчетах.
Прочие нормативные акты и положения для руководства:
- Федеральный закон № 129 «О бухучете», принятый 21.11.1996 года.
- Положение по ведению бухгалтерского учета 4/99.
- Нормы международных стандартов финансовой отчетности.
- МСФО 14 «Сегментная отчетность».
Правила построения сегментарной отчетности ↑
Предприятие должно пройти несколько этапов:
Сформировать децентрализованную структуру управления | С выделением центра ответственности. Возлагается она на главного бухгалтера организации. Он должен следить за расходами в фирме, поэтому каждый сотрудник обязан будет отчитываться за любые отклонения от нормы |
Провести кодировку | Статей расходов ответственных центров |
Организовать | Плановую и отчетную работу |
Состав такой документации
В отчетности необходимо раскрыть информацию о доходах, затратах, итогах сегмента, активах и обязательствах. Состоит из баланса, отчета о прибыли и расходах, отчета о движении финансов.
К показателям баланса относятся:
- общее число активов;
- расходы на покупку активов вне оборота;
- обязательства;
- инвестиции.
Показатели отчета о прибыли и затратах:
- выручка от продажи посторонним предприятиям;
- выручка другим сегментам;
- база образования цен;
- перенос стоимости главных средств и активов нематериального типа;
- доход или расход.
Отчет о движении финансов содержит следующие нормативы:
- движение денежных средств.
Методы формирования
Согласно МСФО, методология формирования сегментной отчетности включает следующие этапы:
Выделение лица, которое принимает решения по проведению операций в организации | Должность не влияет на выбор такого человека, главное внимание уделяется именно функциям. К таковым относятся – создание организационной политики, ведение контроля по ее соблюдению, проведение оценки бизнеса и прочие. Лицом может быть не один человек, а группа |
Определение частей бизнеса | Которые приносят выручку и несут затраты в результате деятельности. Основной критерий – не источник прибыли, а ее существенность |
Проверка | Направленная на проведение анализа итогов деятельности второго этапа. Для этого ответственному лицу предоставляются отчеты |
Определение полезности | И доступности подаваемой информации |
Анализ деятельности сегментов | Для их объединения с другими |
Раскрытие вопроса | Раскрывают ли сегменты отчетного периода 75% выручки консолидированного типа |
Условия и принципы построения
К внутренней сегментарной отчетности устанавливаются следующие требования:
- документ должен отвечать поставленным задачам;
- внутренний отчет должен содержать только правдивые данные, не должно быть субъективного мнения, погрешность быть минимальной;
- своевременное предоставление, в те моменты, когда требуется принять важное решение;
- информация не должна содержать лишних данных, меньший объем способствует оперативному осмыслению;
- показатели необходимо сопоставлять с коэффициентами каждого сегмента;
- отчет должен попасть к ответственному лицу;
- информацию нельзя разглашать посторонним.
К принципам построения относятся:
Сегментный отчет должен быть конкретным и адресным | Невозможно добиться ожидаемых итогов, если он будет направлен не менеджеру центра, а руководству |
Информация необходима оперативная | Во время составления отчетности учитывать психологические особенности менеджера |
В прошлогодние периоды не нужно сильно опираться | Так как информация должна быть полезной; такой, чтобы оказывала положительное влияние на будущее |
Форматы отчетов | Не стоит часто менять |
Не должно быть перегрузки расчетами | Необходима систематизация данных |
В отчетах должна быть только основная информация | Которая бы помогала сотрудникам выполнять поставленный план |
Помимо оформления | Отчетности необходима беседа бухгалтера с работниками |
Управляющий обязан внести ясность бухгалтеру (или другому лицу, отвечающему за составление отчетности) о том, как необходимо оформлять сегментарный отчет, какую информацию подавать и в какие сроки.
При формировании показателей отчетности сегмента необходимо брать во внимание следующие особенности:
В доход не включаются проценты, дивиденды и прибыль от продаж | Если доход не является объектом деятельности |
К расходам не относятся | Проценты от продаж вложений, налог на доход, другие затраты предприятия |
В обязательства не входят | Долги по налогам |
На примере предприятия
Рассмотрим несколько примеров:
Организация «упаковка» производит и реализует тару и прочие упаковочные материалы | Структура фирмы строится на географическом принципе — главный офис расположен в Москве. В его подчинении имеется 4 структурных подразделения, находящихся в городах столицы. Каждый филиал занимается продажей тары в своем регионе. Для такого предприятия отчетным сегментом будет географический, так как размер выручки включает несколько компонентов |
Пример операционного сегмента – фирма «Мужская обувь» занимается пошивом и продажей | В состав входит:
|
В данном случае подразумевается операционный сегмент, так как выручка зависит от таких компонентов – прибыль от продаж по договору, выручка от продаж магазина и со склада.
Проведение анализа ↑
Сегментная отчетность подлежит анализу, цель которого – выделение перспектив бизнеса, которые необходимо развивать первым делом.
Как вести учет бланков строгой отчетности в бюджетном учреждении, читайте здесь.
Что включаются в состав промежуточной отчетности, смотрите здесь.
Вследствие этого необходимо решить следующие задачи:
Оценить выполнение плана каждого сегмента | Для этого изучаются возможные отклонения от поставленного плана и их причины |
Провести анализ прибыли и затрат | С этой целью важно изучить их состав и структуру |
Проанализировать результативность и эффективность | Деятельности сегментов |
Оценить вклад каждого отдела | В общую финансовую деятельность |
Провести оценку о достижении целей деятельности | Организации для каждого сегмента |
Изучить возможные перспективы | — |
Во время анализа используются методы:
Горизонтальный | Оценка изменений главных коэффициентов, темпы развития |
Вертикальный | Определение доли сегмента для общего итога деятельности |
Сравнение показателей | — |
Аналитические коэффициенты | Расчет показателей |
Оценка рейтинга каждого сегмента | Для принятия важных и правильных решений |
Задача аудита – выявить, какую методологию использует организация во время подготовки информации по сегментам.
Таким образом, сегментарная отчетность необходима для оценки результатов деятельности прошлых периодов и принятия важных решений.
При составлении необходимо пользоваться принципами Международного стандарта № 14.
Информация, подаваемая в отчетности по сегментам, дает возможность руководству организации вести контроль по деятельности подразделений.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.