Какие действуют международные стандарты аудита
В нормативном регламентировании аудиторской деятельности значимое место занимают правила проверки. Применение оных на практике гарантирует качество аудита. Большинство норм основаны на международных аудиторских стандартах.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
При планировании аудита требуется рассмотрение многих аспектов. Общий аудиторский план надлежит разрабатывать максимально подробно.
Учесть все необходимые нюансы помогает следование определенным правилам аудита. Основу таковых составляют ряд общепринятых международных методов. Какие в аудите действуют международные стандарты?
Общие сведения ↑
Любые аудиторские стандарты предполагают соблюдение основополагающих принципов.
К таковым относится:
Формулирование единых типовых требований | Которые устанавливают требования к надежности и качественности аудиторской проверки и создают должный гарантийный уровень для итогов проверочных процедур. При этом время от времени стандарты аудита подлежат пересмотру на фоне видоизменения экономических условий |
Формирование учебных программ | Готовящих аудиторов на базе стандартов и формулирование единых экзаменационных запросов для получения разрешения на занятие аудиторской деятельностью |
Определение качества аудита | На основании принятых стандартов и установление меры ответственности всякого аудитора |
Предопределение единого подхода к осуществлению аудита | Масштабности проверки, типов аудиторской отчетности, методологических вопросов и иных базовых принципов |
Потребность аудита в гармонизации стандартов на международном уровне привела к разработке международных стандартов аудита.
Их использование расширило ареал пользователей финотчетности, упростило сравнение финансовых показателей деятельности экономических субъектов из разных стран.
В целом международные стандарты позволили оценивать на межгосударственном уровне профессионализм и компетентность аудиторских фирм.
Что это такое
Международные стандарты аудита, или кратко МСА, это особый справочник, предназначенный для аудиторов-профессионалов. В нем описываются общепризнанные методики аудита.
Использование российскими аудиторами международных стандартов в своей работе способствует интеграции в международное сообщество аудиторов.
Профессиональные нормы на международном уровне разрабатываются несколькими объединениями. В их числе МФБ – Международная федерация бухгалтеров, действующая с 1977 года.
Конкретно аудиторской стандартизацией ведает КМАП, Комитет по международной аудиторской практике, выступающий неизменным комитетом Совета МФБ.
Основное предназначение создаваемых правил заключено в профессиональном развитии профессии и унифицировании подходов к аудиту в интернациональном масштабе.
Классифицирование международных норм аудита предполагает разделение на категории соответственно определенным признакам. Как правило, основным признаком является принцип логики.
Потому МСА делятся на такие категории как:
Введение | Определяет концептуальную основу аудита и порядок ведения аудита |
Обязанности | Описаны обязанности аудитора перед клиентом, устанавливают порядок заключения договоров, определяют необходимость конфиденциальности |
Планирование | Прописывают особенности составления плана проверки |
Внутренняя система контроля | Определяет принципы анализа системы учета и внутреннего вида контроля |
Аудиторская доказательная база | Регламентирует перечень необходимых для проверки документов и степень их достоверности |
Использование услуг третьих лиц | Устанавливает возможные случаи привлечения сторонних экспертов |
Специализированные области аудита | Регулируют проверку узкоспециальных сфер |
Сопутствующие услуги | Устанавливают перечень услуг, которые дополнительно может предлагать аудитор |
Какова их роль?
Значимость международных аудиторских стандартов в том, что они способствуют:
- обеспечению высокого качества аудита;
- внедрению инновационных технологий в методики аудита;
- пониманию пользователями аудиторских процедур;
- созданию общественного имиджа профессии;
- устранению повышенного контроля со стороны государства;
- упрощению взаимодействия аудитора и клиента;
- взаимосвязи отдельных аудиторских процессов.
Международные стандарты не отменяют государственных нормативов, которые регулируют аудит в отдельной стране. Нормы МСА применяются в той мере, в какой они похожи на стандарты федеральные.
Определяют также основную роль стандартов международного уровня как обеспечение надлежащего уровня аудиторской проверки.
Потому чаще всего аудиторы применяют совокупность федеральных и международных стандартов.
Целью международных аудиторских стандартов является сокращение различий в трактовке предоставляемой финансовой отчетности, улучшению качества и сопоставимости информации, унификации стандартов.
Причем стандарты основаны именно на принципах, а не на строгих правилах. Эти они отличны от национальных правил. Основной постулат в том, чтобы следовать именно принципам, а не искать способы обойти законодательные нормы.
Правовое регулирование
Первое русскоязычное издание МСА датировано 1999 годом. Но в данной версии наличествовало много неточностей и ошибок. Кроме того российские разработки, основанные на этой версии, не совпадали с англоязычным вариантом 2000 года.
В 2001 году был издан новый перевод МСА, и именно он был использован российскими разработчиками при подготовке новых федеральных стандартов аудита в РФ.
Изначально МСА, разработанных в 1994 году включали в себя сорок пять стандартов. Отдельные страны утвердили международные стандарты без изменений в качестве стандартов национальных.
Большая часть государств, и Россия в том числе, используют МСА как методологическую основу при создании национальных стандартов.
Что такое аудит банковских операций, читайте здесь.
Такой подход помогает учитывать международный опыт аудита и интерпретировать его в соответствии с национальной экономикой. Это способствует повышению качества аудита и увеличению профессионального уровня экспертов.
С 2020 года достоверность финансовой отчетности должна подтверждаться по МСА, вне зависимости от применяемых методик подготовки отчетной документации.
Федеральные правила-стандарты аудиторской деятельности утверждаются на правительственном уровне.
Поправки от 1.12.2014, внесенные в ФЗ №307 от 30.12.2008 «Об аудите», сделали применение международных стандартов для российских аудиторов обязательным.
Также в 2020 году СРО аудиторов учреждены требования о необходимости повышения квалификации аудиторов по теме МСА.
Что касается федеральных стандартов в России, то они учреждены Постановлением Правительства РФ №696 от 23.09.2002 (ред. 22.12.2011).
Многие из действующих стандартов являются полными или частичными аналогами МСА. Например, положение о понимании деятельности аудируемого лица — стандарт 8 и стандарт 4 «Существенность в аудите».
Перечень международных стандартов аудита в 2020 году ↑
Правила-стандарты аудиторской деятельности это документы, формирующие единство требований, соблюдение которых обеспечивает подобающий уровень качества аудита и дополнительных сопутствующих услуг.
На данное время действующие сорок девять стандартов МСА систематизированы по десяти категориям:
ISA 100-199 | Введение – обусловливают логику формирования стандартов и становятся основой для разработки новых норм. Здесь охватываются основные термины, общие предписания |
ISA 200-299 | Обязательства – устанавливают обстоятельства заказа аудита, нормы договоров |
ISA 300-399 | Планировка – предопределяют круг ревизуемых вопросов, аудиторский состав, уровень компетенции, возможности привлечения сторонних экспертов |
ISA 400-499 | Применение итогов – способствуют оцениванию полученной информации |
ISA 500-599 | Аудиторская доказательная база – устанавливают перечень документов, необходимых для составления аргументированного аудиторского заключения |
ISA 600-699 | Информация от иных лиц – регулирует применение данных иных аудиторов и согласованную работу со службой внутреннего аудита |
ISA 700-799 | Заключение об аудите – определяют типы итоговых заключений и предусматривают возможность отказа от составления заключения при отсутствии нужных данных |
ISA 800-899 | Особые вопросы – помогают в прогнозировании грядущей финансовой информации |
ISA 900-999 | Сопутствующая деятельность – регулируют предоставление дополнительных услуг |
IAPS 1000-1100 | Дополнения – рассматривают аспекты международной практики |
Применяемые в России
Все федеральные стандарты аудита в РФ можно поделить на три категории:
- по содержанию близкие к МСА;
- частично отличные от МСА;
- не имеющие с МСА взаимных аналогов.
При этом большая часть российских стандартов тождественна МСА либо имеет незначительные отличия. Обусловлены несовпадения различными подходами к аудиту и формальными отличиями, связанными с местными особенностями.
До 2005 года действующие РСА были почти аналогичны МСА. Реформирование законодательства привело к возникновению отдельных несоответствий.
Также следует отметить, что часть МСА вообще не имеет российских аналогов, поскольку регламентирование аудита в РФ до сих пор пребывает в стадии разработки.
Однако отдельные международные стандарты все же аналогичны некоторым российским нормативам. Представить это можно в следующей таблице:
Соответствие МСА и РСА
Предназначение стандарта | №МСА | №РСА |
Согласование условий о проведении аудита | 210 | 12 |
Ведение документации в процессе аудита | 230 | 2 |
Обязанности аудитора и рассмотрение случаев мошенничества | 240 | 13 |
Обязанности по учету законодательных норм | 250 | 14 |
Планирование аудита | 300 | 3 |
Получение сведений о деятельности компании и оценивание рисков искажения информации | 315 | 15 |
Существенность в аудите | 320 | 4 |
Процессы аудита, исполняемые на основании оценки рисков | 330 | 35 |
Приобретение аудиторских доказательств | 500 | 5 |
Получение дополнительных аудиторских доказательств | 501 | 17 |
Получение внешних подтверждений | 505 | 18 |
Особенности первой аудиторской проверки субъекта | 510 | 19 |
Аналитические процедуры | 520 | 20 |
Процедуры аудиторской выборки | 530 | 16 |
Аудиторское заключение | 700, 701, 800 | 6 |
Сопоставление данных | 710 | 26 |
Рассмотрение прочей информации, не используемой в аудиторском заключении | 720 | 27 |
Что относят к внутрифирменным
Внутренними аудиторскими стандартами назначаются общепринятые требования к осуществлению аудита и его качественности. Аудиторские внутрифирменные стандарты возможно поделить на правила аудиторских СРО и непосредственно внутрифирменные.
Саморегулируемые объединения аудиторов вольны разрабатывать собственные стандарты, а также создавать методики по использованию стандартов федерального значения.
Аудиторские организации и частные аудиторы имеют право определять индивидуальные стандарты. Любые внутрифирменные стандарты, которые утверждает отдельный субъект, не могут прекословить стандартам федерального уровня или Закону об аудите.
В целом по предназначению внутренние стандарты подразделяются на:
- заключающие общие положения по аудиту;
- предопределяющие порядок проведения аудита;
- учреждающие порядок создания аудиторских выводов и итогового заключения;
- разрешающие специфические вопросы;
- определяющие порядок предоставления дополнительных услуг;
- регулирующие вопросы образования и обучения кадров.
Как характеризуются федеральные правила
В России МСА учитываются при разработке национальных стандартов. Минфин при разработке стандартов учитывает схожесть задач, требуемых решения.
На стадии регулирования аудита в РФ вследствие Указа Президента РФ №2263 было создано более тридцати общероссийских стандартов. Они не были утверждены Правительством и не являлись нормативами.
Тем не менее, стандарты получили одобрение Комиссии по аудиторской деятельности и могли применяться как рекомендательные.
Постановление Правительства РФ №80 от 6.02.2002 определило, что до утверждения стандартов федеральных следует руководствоваться одобренными общероссийскими стандартами.
Впоследствии Постановлением Правительства №696 были утверждены федеральные аудиторские стандарты. Тридцать три новых стандарта рассмотрены в ФЗ №307.
Что это юридический аудит, читайте здесь.
Зачем проводится процедура экологического аудита, смотрите здесь.
Характерным для них является то, что все они:
Определяют неукоснительный порядок | Реализации аудиторской деятельности |
Разрабатываются при учете | Международных стандартов |
Считаются обязательными для СРО | Аудиторских организаций и отдельных аудиторов |
По поводу внутреннего аудита
Международные стандарты о внутреннем аудите включают в себя три основные группы стандартов:
- деятельности;
- качественных характеристик;
- практического применения.
До официального регламентирования внутреннего аудита в России применялись исключительно международные и внутрифирменные стандарты.
Приказом Минтруда РФ №398н от 24.06.2015 учрежден профессиональный стандарт внутреннего аудитора.
Согласно этому нормативу к функциям внутреннего аудитора отнесены:
- проведение независимых внутренних аудиторских проверок;
- консультирование по соответствующим деятельности вопросам.
При этом от внутреннего аудитора требуется наличие высшего образования и профессионального дополнительного образования.
Что касается применяемых стандартов, то внутренний аудитор может применять как нормативы, принятые в РФ, так и совокупность внутрифирменных и международных стандартов, при условии, что они не противоречат российскому законодательству.
Наличие международных стандартов аудита призвано унифицировать мировой подход к аудиту. Это должно посодействовать развитию аудита во всех странах, в том числе и тех, где уровень профессионализма крайне не высок.
Поэтому даже при использовании национальных стандартов, аудитор обязан знать и учитывать аудиторские стандарты международного характера.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.