Особенности проведения налогового аудита
Налоговый аудит – процедура, при проведении которой стоит учитывать ряд особенностей. Выясним, что это такое, когда и кем осуществляется, какова цель такой проверки.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Процесс по сбору и анализу разных данных на фирме позволяет определять, насколько достоверным является ее финансовое положение.
Для этого проводят ряд мероприятий, в том числе и аудиторскую проверку. При такой проверке анализируется бухгалтерская и финансовая отчетность и иные документы.
Что нужно знать ↑
Налоговый аудит является отдельным направлением в системе отечественных проверок такого плана.
Понятие возникло не так давно, и до сих пор остаются споры относительно того, имеет ли оно право существовать. Не совсем ясна ситуация и с самим содержанием аудита.
Основные понятия
Налоговый аудит – это выполнение аудиторским предприятием специальных аудиторских заданий по рассмотрению отчетности экономических субъектов.
Цель – выразить мнение об уровне достоверности и соответствии нормативам, что установлены законодательными актами, порядке формирования и отражения в учете налоговых сумм.
Подобные проверки проводят как на малых предприятиях, так и в больших организациях. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие фирмы, что заняты не одним видом деятельности сразу.
Чтобы не допустить ошибок при подготовке отчетов, стоит детально изучить законодательные положения. А для этого нужно знать, что такое налоги, аудит, отчеты налогового характера.
Выполняемые задачи
Налоговый аудит проводят, чтобы:
- снизить налоговые риски;
- выявить уязвимые моменты налоговой политики компании;
- сформировать уверенную позицию в отношениях с бюджетом перед проверкой;
- определить, насколько правильно исчислена сумма налогов, что должны уплачиваться в госорганы;
- предоставить руководителю компании данные, которые нужны, чтобы оптимизировать налогообложение фирмы-клиента.
Проводя налоговый аудит, компания сможет решить такую задачу:
Будет проведено аудит налогового обязательства | При котором выявляется, соответствуют ли исчисленные налоги законодательным нормам |
Будет оптимизировано и распланировано налогообложение | — |
Будет проанализировано методику расчета налогов и применения льгот | Учитывая корпоративную структуру и правовые отношение с контрагентом |
Диагностируются проблемы | Налогообложения и ведения хоздеятельности |
Проверяется, правильно ли составлено декларацию | И расчеты клиентов по налогам |
Действующие нормативы
На данный момент актуальна Методика деятельности аудиторов, что была одобрена Комиссией аудиторской деятельности при президенте РФ 11.07.2000 Протокола № 1.
Стоит учитывать положения таких документов:
- Определение Президиума ВАС №ВАС-12510/12 от 8 ноября 2012.
- Ст. 259.3, 266, 269 НК России.
Налоговый аудит предприятия ↑
Определенные фирмы должны каждый год проводить аудит отчетности (ч. 2 ст. 5 ФЗ № 307 от 30.12.2008).
Проверка обязательна для:
- акционерных обществ;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- страховых предприятий;
- негосударственных пенсионных фондов;
- кредитными компаниями.
Иные компании должны проводить аудит в таких случаях:
- если фирма подает консолидированные отчеты;
- если объемы выручки компании от продажи товара более 400 млн. рублей;
- если размер активов баланса более 60 млн.;
- если такое обязательство устанавливается иными законодательными нормами.
Полный список ситуаций, когда аудит обязателен, содержится в ФЗ № 307.
Кто осуществляет процедуру?
Налоговый аудит проводит:
- работник компании;
- специальная подрядная компания.
Периодически необходимо проводить внутренние проверки. На крупных предприятиях может быть создан специальный отдел, которые занимается осуществлением аудита.
Но более частая ситуация, когда предприятие составляет договора с подрядной организацией, что специализируется на проведении проверки.
Обязательная проверка проводится не только аудиторской фирмой, но и индивидуальными аудиторами (часть 2 ст. 1, ст. 3—4 ФЗ № 307).
Выбирая аудитора, стоит убедиться:
- что компания является членом саморегулирующих фирм аудиторов;
- что компания является независимой.
Аудитор должен иметь представление о том, чем на самом деле занимается организация. Часть предприятия составляют ряд фиктивных договоров, которые в дальнейшем приведут к неприятным последствиям.
Проверяющая компания должна рассмотреть все проблемные и рисковые сделки. А для этого руководство предприятия должно подать все необходимые фактические сведения.
Компания и аудитор должны взаимодействовать и потому, что так возможно своевременно исправление ошибок, что выявляются.
Нужно ли заключать договор?
Специализированные организации осуществляют аудит на основании заключенных контрактов на выполнение аудиторских заданий, где отражают все моменты, по которым требуется дать независимое мнение.
Часто договора заключаются на ряд услуг по аудиту. Осуществляют проверку не только учета готового товара, но и проводят иные мероприятия.
По какой программе?
В отличие от обязательных проверок, что проводятся за год, инициативная проверка осуществляется за любой временной отрезок и с углубленным аудитом определенного участка учета.
Инициативную проверку осуществляют с целью:
Проверки правильности работы бухгалтерии или иных лиц | Что несут ответственность за ведение бухучета и подготовку отчетов |
Уменьшения финансовых и налоговых рисков | — |
Выявления проблемных зон в учете | И получения рекомендаций по их совершенствованию |
Налоговый аудит – проверка и анализ таких сведений:
- существующей системы и вида деятельности фирмы;
- хозяйствующего договора, сделок, документооборота;
- принципов использования базы налогообложения;
- расчетов налоговых платежей;
- оформления налоговой декларации;
- своевременности и полноты уплаты налоговых сумм.
При проведении аудита используются методы, что схожи с проверками, которые проводятся представителями налоговой службы. Расчет и уплата налоговых сумм проверяется в тематическом разрезе.
Но в том случае, когда предприятие имеет сложную и объемную систему налоговых обязанностей, что имеет обособленное подразделение, применяющие разные налоговые режимы, проверка будет сплошной.
Согласно п. 5 ст. 101.2 НК решения налоговой службы могут по результату проверок могут обжаловаться в суде.
Возможно досудебное претензионное урегулирование споров налогоплательщика, налогового агента и представителей налоговой инстанции.
Все про экспресс-аудит ООО, читайте здесь.
В ФНС есть служба досудебного аудита, которая способствует реализации государственной политики, что направлена на уменьшение спорных ситуаций. Периодически проводятся тесты по досудебному аудиту в налоговом органе.
Проверяется уровень знаний сотрудников уполномоченного органа по вопросам проведения действий налогового контроля, процесса взыскания пеней, предоставления налогового вычета и т. д.
Этапы проведения
Универсальной методики проведения аудиторской проверки не существует. Проверка проводится в несколько этапов, на каждом из которых проводится ряд мероприятий.
Рассмотрим, какие этапы проведения аудита на предприятии:
- проводят экспертизу налоговой системы, что используется в компании;
- проверяют, правильно ли произведено расчеты и уплачено налог;
- оформляют результаты осуществления налогового аудита;
- выдают рекомендации.
Первый этап включает такие мероприятия:
- осуществляется анализ;
- изучаются элементы налоговой системы аудируемого предприятия;
- определяется, как влияют налоговые показатели основных факторов;
- проверяется методика расчетов налоговых сумм, что должны перечисляться;
- оценивается документальный оборот;
- изучается работа службы, что ответственна за расчеты и перечисление налоговых сумм;
- оцениваются налоговые показатели аудируемой организации.
На основном этапе определяют, на каком участке налогового контроля нужно провести углубленную проверку. Предварительный анализ позволит определить все проблемные места налоговой системы компании.
А это говорит о том, что проведение полноценного аудита является не всегда оправданной процедурой.
К примеру, уже на первой стадии можно определить, что проблемы могут возникать с экспортным НДС, если фирма продает товар за границу, с налогами на прибыль, поскольку учет затрат и прибыли не был организован надлежащим образом.
При аудите того, правильно ли произведено расчеты налогов:
- исследуют отчеты – декларации, расчеты по налоговым платежам, справки по авансовым перечислениям;
- проверяют правомерность применения льгот;
- проверяют, правильно ли определены числовые показатели;
- анализируют, вовремя и в полной мере ли уплачено налоговые суммы;
- оценивают корректность учетов налогов.
При оформлении результатов:
- производится оценка результатов проверки;
- готовятся соответствующие документы.
Формирование отчета
Результат обязательного аудита – аудиторское заключение или отчетности аудиторов, а инициативного – только отчетность.
Аудиторская отчетность – данные, что получена по итогам проверки. Она отражает данные, что стали известны аудиторам при проверке. Аудиторы не будут исправлять ошибки. Они только выявляют их.
В отчетах содержатся конфиденциальные данные. Это аудиторская тайна, которая может быть раскрыта только сторонам, которые заключали со специализированной компанией договора.
Готовится в 2 экземплярах, один из которых остается в аудиторской компании. В отчете будет отражаться:
- характеристика системы налогового учета предприятия и факторов, что влияют на величину налоговых платежей;
- обнаруженные несоответствия и нарушения законодательных положений со ссылками на соответствующие законы;
- сумма доначисленного налога, величина пени и штрафа;
- сумма недоплаченного или переплаченного налога;
- список налоговых деклараций, что должны быть исправлены;
- информация о способе исправления обнаруженного нарушения и снижения налогового последствия.
Особенности проведения и оформления результатов ↑
При проведении аудита на предприятии нужно учитывать ряд нюансов. Определим самые важные.
Налоговой политики аудируемого лица
Проверка учетной политики с целью бухучета – важный раздел аудита. Его результаты могут влиять на мнение аудиторов о достоверности финансовых отчетов компании.
Задачи:
Установление соответствия | Структуры организации учета условиям управления фирмы |
Определение характеристик | Системы документов и документального оборота |
Оценка | Учетной политики организации |
О понятии учетной политики сказано в п. 12 ст. 167 НК. Ее утверждают приказами. Системой налогового учета обеспечиваются правила первичного регистрирования фактов деятельности.
Содержание и раскрытие налоговой учетной политики проверяется вместе с анализом бухгалтерской учетной политики.
Рассматриваются организационно-технические и методологические разделы. Анализируют ряд вопросов:
- кто проводит налоговый учет в компании;
- как составляются формы первичных документов;
- какие технологии используются при обработке данных для налогового учета;
- как составляются формы аналитического регистра по налоговому учету;
- устанавливается ли список лиц, что вправе подписывать налоговые регистры.
В учетной политике по обложению налогами выясняют:
Утверждено ли на предприятии налоговый учет | Структуру и графики информационного потока и документального оборота в таких системах, лиц, что являются ответственными |
Утверждено ли предприятием список должностных лиц | Что могут подписываться на счетах-фактурах, что вправе вести журнал учета счетов-фактур |
Придерживаются ли принципов | Ведения налогового учета и методов определения налогов |
Результат проверки учетной политики отражается в аналитических частях аудиторских заключений и является конфиденциальным. Несоответствие указывается в итоговых частях заключений.
Предприятия, что осуществляют облагаемый и необлагаемый НДС вид деятельности, и фирмы, что продают товар за границу и в пределах страны, должны предусматривать параграфы, что посвящаются организации раздельного учета НДС.
Основные нарушения:
Формальные отношения руководства | Фирмы к организации и выполнению учетной политики |
Несоответствия состава применяемой первичной документации | Формам внутренних отчетов |
Только обозначение отдельных элементов | Учетной политики без подробной характеристики |
Несвоевременное внесение корректив | В учетную политику |
Не выполнение норм ведения бухучета | Что устанавливаются законодательством и т. д. |
Является ли сопутствующей аудиту услугой налоговое консультирование?
Деятельность аудиторов может включать 2 компонента – обязательную проверку и сопутствующие услуги. Последние занимают все более значительное место по количеству и виду предоставляемых услуг.
Чтобы выполнять сопутствующие услуги, исполнитель должен быть компетентным в отрасли аудита, бухучета, обложения налогами, экономики.
Сопутствующими услугами называют отличные от аудита услуги, когда выражается независимое мнение о данных предприятия.
Имеют в виду:
- постановку, восстановление и ведение бухучета, подготовку отчетов, предоставление консультаций по бухгалтерским операциям;
- консультации относительно налоговых платежей;
- анализ деятельности организации и ИП;
- консультации в отрасли экономики, финансов и управления, также относительно реорганизации и приватизации фирм;
- автоматизацию бухучету и внедрение ИТ;
- оценку стоимостных показателей имущественных объектов, оценку компании как имущественного комплекса и предпринимательского риска;
- разработку и анализ инвестиционного проекта, составление бизнес-плана;
- проведение мероприятий аудита финансовых данных и иных данных;
- обучение согласно законодательству России специалистов в отраслях, что связаны с деятельностью аудиторов;
- предоставление иных услуг.
Аудиторское предприятие не может вести деятельность, что влечет возникновение конфликтной ситуации с аудируемой организацией.
Сопутствующие услуги делятся на такие группы:
Услуги по контролю | Проверяется, правильно ли отражаются факты хоздеятельности, уплачиваются ли налоги и т. д. |
Услуги действия | Разрабатываются инвестиционные проекты, обеспечено ли постановку бухучета |
Сопутствующие услуги могут быть совместимыми и несовместимыми. В первом случае они предоставляются в то же время, когда проводится обязательный аудит.
Если оказываются несовместимые услуги, стоит помнить, что аудит не может быть проведен аудитором, что занимался в течение 3 лет восстановление и ведением бухучета, составлял отчеты.
Про методику аудита денежных средств, читайте здесь.
Как провести аудит кадровой документации, смотрите здесь.
Предоставляя сопутствующие услуги аудиторское предприятие должно придерживаться порядка определения степени существенности на базе системы базовых показателей
Субъекты ответственны:
- за выполнение норм законодательства;
- полноту и юридическую подготовку документации;
- точность подачи документов и данных.
Результат – документ. Это расчет, консультация, письменный первичный документ, регистр учета, отчеты и справки.
При аудите предприятия дается оценка работы фирмы, проверяется отчетность и выражается мнение о том, насколько она достоверна.
Налоговый аудит в качестве отдельного вида аудита Законом № 307-ФЗ отдельно не выделяют. Его относят к категории сопутствующих услуг. А значит, он инициативный, то есть не обязательный.
Аудит предприятия – важная процедура. По итогам проведенной проверки будет определено существующие ошибки.
Станет ясно, есть ли риски того, что предприятие будет привлекаться к ответственности. Руководители получат данные о внутренних системах налогового контроля.
Аудиторские компании дадут рекомендации по устранению ошибок, применению льгот. Подскажут, как минимизировать уплачиваемые налоги и снизить налоговые риски, а также улучшить налоговый режим на фирме.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.