Какие применяются методы проведения аудита
Многих интересует, какие применяют методы при проведении аудита. Выясним, какая информация является актуальной.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Для того чтобы акционеры были уверенными в отсутствии обмана со стороны руководства предприятия, и прекрасно знали финансовую ситуацию на предприятии, проводится аудит. Есть ряд методов, которые могут использоваться при проверке.
Что нужно знать ↑
Стоит определить, с какими понятиями придется разобраться, если есть необходимость в проведении аудита.
Понятия
Аудиторской деятельностью называют предпринимательскую деятельность аудиторской фирмы, при которой проводится независимая вневедомственная проверка бухгалтерских отчетов, платежных расчетных документов, налоговых деклараций и т. д.
При этом могут оказываться дополнительные аудиторские услуги:
- обеспечение постановки, восстановления и ведения бухучета;
- подготовка деклараций;
- оценивание активов и пассивов;
- консультации.
Аудит может быть внутренним и внешним, обязательным и инициативным. Методы – способы теоретического исследования или практическое осуществление чего-то.
При проведении проверки применяют методы, что определяются внутренними стандартами. Они должны соответствовать целям и задачам, что устанавливаются по условиям договоренностей.
С какой целью он проводится?
Аудит является методом осуществления проверки деятельности компании, ее отчетности и учета.
Цель проверки – выразить мнение о достоверности финансовых отчетов аудируемой компании и соответствия правилам ведения бухучета законодательным положениям России.
Потребность в аудите возникает, так как пользователям необходимо получать достоверные сведения об отчетности и деятельности.
Пользователями финансовых отчетов являются:
- инвестор;
- сотрудник;
- заимодавец;
- поставщик;
- представитель госструктуры;
- общественность.
Нормативная база
Положениями, где рассмотрены методы осуществления внутреннего аудита федеральным казначейством являются:
ФЗ О бухучете № 129 | Редакция от 23 июля 1998 № 123 |
ФЗ о деятельности аудиторов | От 7.08.2001 № 119 |
ФЗ об использовании ККМ при денежных расчетах | От 18.06.1993 № 5215-1 |
ФЗ от 8 августа 2001 | № 130 |
Постановление властей России от 23.09.2002 | № 696 |
Положение по ведению бухучета и отчетности | Приказ от 29.07.1998 № 34н |
ПБУ 3/2000 | Приказ от 10.01.2000 № 2н |
Основные методы аудита ↑
Выделяют группу:
Методов фактического контроля | Проведение инвентаризации, визуального наблюдения, экспертная оценка |
Документальных методов | Изучаются документы (их форма и содержание), осуществляется информационное моделирование, проводится камеральная проверка. А в пункте 2 ст. 9 ФЗ от 21 ноября 1996 № 129 говорится, что первичная учетная документация принимается к учету, если она составляется в соответствии с требованиями законодательства – если используются унифицированные бланки |
Расчетно-аналитических методов | Это проведение экономического анализа, статистических расчетов и использование экономико-математических методов |
С помощью методов, что используются в проведении проверок, организовывают сбор доказательств в короткие сроки.
Денежных средств
Операции, связанные с денежными средствами, предполагают проведение проверки каждой кассовой, банковской и валютной операции.
Критерии обязательного аудита в 2020 году, читайте здесь.
Целью аудита является выражение мнения о правильности и правдивости бухгалтерских отчетов по разделам «Денежных средств».
В процессе проведения проверки:
Знакомятся с условиями | В соответствии с которыми хранятся суммы наличности, акции, и иные денежные документы в кассах |
Изучают фактические правила оформления | Операций расхода и прихода денег, ведения кассовых книг |
Проверяют соблюдение | Кассовой дисциплины |
Устанавливают, сколько открыто счетов | Определяют, законны ли операции поступления и списания средств с банковского счета компании |
Проверяют состояние | Платежной расчетной дисциплины |
База, которую использует аудитор, проверяя денежные операции:
Нормативная документация | Что регулирует правила ведения операций |
бухбалансы и отчеты о движении денежных сумм | — |
Налоговые отчеты | — |
Регистры по учету операций | Журнал-ордер, ведомость, журнал регистрации приходной и расходной операции |
Первичную документацию | Отчетность кассиров с первичкой, чековую книжку, банковскую выписку |
Данные о движении денег в кассе собирают на счете 50. При проверке денег используется сплошной аудит. Есть несколько направлений:
- проверяется, правильно ли оформлены документы;
- оценивается, насколько полное оприходование денег;
- анализируется, правильно ли списываются деньги в затраты;
- проверяется, соблюдается ли кассовая дисциплина;
- выясняется, правильно ли отражаются операции в учете.
Если аудитор выявит такое желание, на фирме может проводиться инвентаризация. Обязательно при этом присутствие кассиров главбуха.
Поставщика
Могут применяться такие методы:
Оценивание по итогам работы (анализируется деятельность поставщика) | При этом не обязательно участие поставщиков. Основание – данные о его работе, что накапливается в компании |
Дается самооценка качества поставщиками (проведение внутреннего аудита) | Когда ими самостоятельно оценивается степень качества. Является недорогим методом |
Проверка осуществляется в несколько этапов:
- Принимается решение об осуществлении аудита поставщиков.
- Пишут письма поставщикам с вопросами о том, что возможно проведение проверок.
- Набирают аудиторов (из штата компании или внешних специалистов).
- Разрабатывают программу проверки.
- Проводят проверку.
- Пишут отчет о проведенной проверке с рекомендациями поставщикам по улучшению деятельности.
- Проводится контроль выполнения рекомендаций.
Аудитор составляет отчетность с отражением всех несоответствий и сроков их устранения.
Финансовых результатов
Аудитор знакомится с работой предприятия. Аудит проводится в несколько этапов:
Ознакомительная стадия предусматривает проверку записей по окончанию года | Проверяют, как закрыто результаты от обычного вида деятельности. Устанавливают, проведен ли учетную работу до составления отчетов.При закрытии счетов устанавливают:
|
Основная стадия предполагает обобщение всей полученной информацией и оценивание обнаруженного отклонения | Проводится аудит правильности формирования и применения фонда и резерва, что создается в компании. Изучается бухгалтерская отчетность. Определяют, соответствуют ли документы требованиям законодательных норм, в полной ли мере они заполнены и т. д.Проверяют, правильно ли оцениваются статьи отчетов:
|
Заключительная стадия | Готовят отчет, который передают заказчикам |
При аудите финансового результата используют сведения по аналитическому и синтетическому учету по счету 90, 91, 99. Аудиторы определят, каким образом учитывают финансовые результаты от реализации товара.
Проверяется аналитическая документация, регистры учета. Определяется, законно и достоверно ли отражаются суммы прибыли и убытки.
Изучается, правильно ли ведется учет, соответствуют ли записи учета вырученных средств от продаж, фактических расходов, доходов от иных продаж записям Главных книг, балансам и формам бухотчетов.
Основных средств
Цель аудиторской проверки ОС – сформировать мнение о том, что данные в отчетах об основных средствах являются полными и достоверными.
При проверке оценивают систему внутреннего контроля и бухучета, которую в дальнейшем могут подтверждать или корректировать.
Целесообразно использование таких методов, при которых:
- проверяется, соблюдены ли правила учета операций;
- осуществляется инспектирование;
- возможны наблюдения;
- запросы;
- подтверждение;
- пересчеты;
- возможно проведение аналитических процедур.
Аудитор получает договор создания, приобретения и передачи ОС, свидетельство о регистрации сделки согласно законодательству. Возможно привлечение первичной документации, составленной по унифицированным формам.
Проверяющее лицо рассматривает действия по выбытию ОС. Проводится сплошная проверка. Анализируется ликвидация тех объектов, что стали не пригодными.
Сравнивается ряд бухгалтерских проводок, что отражены в учетном регистре компании и схеме корреспондентских счетов. Обязательно проверяются амортизационные отчисления.
При этом целесообразно использование:
- линейного способа;
- способа остатков, что уменьшаются;
- списания цен по суммам чисел лет срока полезного применения;
- списание цен в пропорции к объемам товара.
Расходы на ремонт отражают способом, что указывается в учетной политике организации.
С подотчетными лицами
При проведении проверки операций по выданным средствам подотчет:
Изучают приказ | Об определении подотчетных лиц |
Проверяют, есть ли журналы учета сотрудников | Что выбывают в командировку и прибывает из нее |
Проверяют, установлены ли сроки выдачи авансовых сумм | Периодичность и срок осуществления инвентаризационной процедуры по расчетам |
Устанавливают объем и перечень документации | Что должна проверяться согласно плану аудита |
Осуществляется проверка бухуотчетов | И регистров бухучета |
Проверяется, как оформлена первичная документация по расчетам с лицами | Которым выданы средства подотчет |
Проверяется, своевременно ли возвращены | Не использованные средства |
Составляется аудиторский отчет и т. д. | — |
Расчетов по оплате труда
Задача – оценить систему расчетов с работниками и определить, насколько она эффективна.
Процесс включает такие мероприятия:
- Проверяется тождественность данных отчетов и регистров бухучета.
- Осуществляется проверка того, как оформлены первичные документы.
- Проводится аудит систем начислений и удержаний заработка.
Для проведения государственной проверки
Подготовительный этап предполагает отправку извещения руководству об ответственных лицах.
Государственные аудиторы должны представить руководству предприятия служебные удостоверения и направления по регламентированной форме.
Далее изучается деятельность бюджетного учреждений. При этом определяют все уязвимые места в управлении финансами, оценивают риски, составляют программу аудита.
Анализируют нормативные акты, методическую документацию, учредительные документы, виды деятельности предприятия.
Интересуются, какое состояние применения информационных технологий.
Определяют степень использования ИТ в бухучете, применение разных программ, правила обслуживания, доступ к сведениям.
При оценке состояния внутрихозяйственного контроля знакомятся со средой, определяют меры, что принимаются руководителями организации при создании контроля.
По итогам проведения таких мероприятий государственный аудитор определяет факторы рисков и оценивают уровень влияния.
Системы управления персоналом
Используется множество методов:
Организационные аналитические | Которые предполагают проведение проверки документации и отчетов. Анализируются трудовые показатели и результативность работы компании и сотрудников. Источник данных – балансы трудовых ресурсов, описания деятельности, должностная инструкция, анкета и тесты кандидата, степень профтравматизма |
Социальные психологические | Проводятся социологические опросы, анкетирование, ряд бесед, осуществляется интервьюирование сотрудников. Методы применяют, чтобы оценить удовлетворение работой, отношение к ней, отношения в коллективе, мотивацию, эффективность работы руководителей |
Экономические | Путем сравнения данных компании с законодательными положениями, оценивается, является ли предприятие конкурентоспособным, эффективна ли работа службы управления персоналом, а также эффективен ли сам аудит |
Есть несколько типов проверок:
Учитывая периодичность | Текущая, оперативная, регулярная, панельная |
С учетом полноты охвата изучаемого объекта | Полная, локальная, тематическая |
Учитывая степень проведения | Комплексная, выборочная |
По уровню осуществления | Стратегическая, управленческая, тактическая |
По способу осуществления | Внешняя и внутренняя |
Материально-производственных запасов
Основной нормативный документы – ПБУ 5/2001. Источники получения аудиторского доказательства:
- бухбаланс, Главные книги, регистры бухучета по счетам 10, 40, 41, 43;
- приказы об учетной политике предприятия;
- инвентаризационная документация;
- накладная и счет-фактура;
- договор о поставке сырья и материалов.
Поверяется, есть ли запасы на складе. При этом рассматривают ряд приказов, инвентаризационных описей, решения руководителей, которыми утверждается результат инвентаризации, регистры бухгалтерии.
Порядок проведения обязательного аудита, читайте здесь.
Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО в 2020 году, смотрите здесь.
Изучают, правильно ли дано оценку активов в учете и отчетах. Пересматривают полноту оприходования запасов в соответствии с договорами с поставщиком и сопроводительной документацией.
Проверяется, правильно ли подготовлена первичная документация. Изучается, правильно ли списано потери материалов на базе акта инвентаризации, акта о потере и недостаче, регистра учета.
Рассматривают, правильно ли оценено материальные ценности при отпуске на производство по способам, что прописаны в учетной политике.
Что необходимо помнить при планировании и организации аудиторской проверки? Методы проведения аудита могут быть разнообразны.
Об особенностях их применения мы поговорили. В остальном стоит придерживаться законодательных норм, регулирующих осуществление проверок.
В них есть вся необходимая информация также об этапах проведения, оформлении результатов и т. д.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.