Порядок проведения аудита учетной политики организации в 2020 году
В процессе налоговых проверок немалый интерес уделяется учетной политике и следованию ее тезисам. На фоне этого актуален своевременный контроль. Каков в 2020 году порядок аудита учетной политики организации?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
При аудите организации она ревизуется на предмет соблюдения тез учетной политики, учрежденной на проверяемый отрезок времени.
По итогам проверки выражается обоснованное мнение аудиторов по данному направлению. Как проводится аудит учетной политики организации в 2020 году?
Важные аспекты ↑
Согласно Федеральному стандарту аудита №6 в итоговом заключении должно указываться, что проверка охватывала оценивание соблюдения правил бухучета, употребляемых при создании бухгалтерской отчетности.
Это значит, что при подготовке заключительного вывода аудитором должна оцениваться аргументированность учетной политики, применяемой организацией.
Для аудита учетной политики необходимо установить:
Наличие распорядительной документации | По учетной политике и ее состав |
Соответствие сроков принятия документов | И установленной для них формы законодательным нормам |
Логичность применения тезисов | Учетной политики |
Присутствие непохожих на шаблонные способов учета | Позволяющих субъекту верно отражать финансовые следствия и имущественное положение |
Полноту раскрытия | Принятых методик ведения бухучета |
Соблюдение наличествующей | Учетной политики |
При аудите в ознакомительных целях непременно оцениваются и анализируются главные принципы бухучета и документооборота, используемые аудируемой организацией.
Обследованию подлежит не только факт присутствия учрежденной учетной политики и отображение в оной методик ведения учета.
Важно дать оценку целесообразности и точности избранных форм и методов, которые регулируют организационно-методические основы ведения бухучета и исчисления налогов.
Изначально аудитору надлежит разобрать соответствие учетной политики аудируемого лица отраслевому направлению, структуре и иным тонкостям реализовываемой деятельности.
В ФЗ №129 сказано, что экономический субъект самостоятельно учреждает учетную политику, руководствуясь особенностями осуществляемой деятельности и производственных процессов.
Что это такое
В п.2 ПБУ 1/2008 приводится определение учетной политики. Этот термин понимается как совокупность бухгалтерских методов ведения учета. Учетная политика это документальный комплекс.
К вариациям ведения бухучета причисляют методы:
- организации документооборота;
- использования системы учетных регистров;
- обрабатывания информационных данных;
- организации инвентаризационных процессов;
- использования счетов бухучета;
- группирования и оценки фактов хоздеятельности;
- погашения стоимости активов;
- прочие методики.
Соответственно п.10 Положения по ведению бухучета и отчетности, принятому Приказом Минфина №34н от 29.07.1998, учетная политика организации предполагает в обязательном порядке имущественную обособленность, беспрерывность деятельности, последовательность использования и временную определенность фактов хозяйствования.
Аудит полноты учетной политики включает проверку соответствия законодательным нормам и правилам избранного формата ведения бухучета.
В частности требуется установить, отвечает ли проверяемая учетная политика таким требованиям как:
Полнота отображения в бухучете | Всех имеющих место фактов деятельности |
Приоритетность содержательности | Над формой |
Непротиворечивость | То есть сведения аналитического и синтетического учета, а также главной бухгалтерской книги должны соответствовать показателям статей бухотчетности |
Рациональность бухучета | — |
Проверяя учетную политику, аудитор выясняет, наличествует ли надлежащий приказ по оформлению учетной политики, насколько используемая учетная политика отвечает функционирующим положениям по бухучету.
В итоге рассматривается обоснованность принятия и использования определенной учетной политики.
С какой целью проводится
Целевым предназначением аудита учетной политики выказывается определение соответствия употребляемой организацией методики бухучета действующим нормативам.
Что это инициативный аудит, читайте здесь.
Это в свою очередь дозволяет сформировать суждение о достоверности в общем финансовой отчетности во всех наиболее значимых аспектах.
Основными этапами подобной проверки становятся:
- исследование системы формирования бухучета;
- оценивание учетной политики;
- разбор системы документации и документооборота.
Согласно аудиторским стандартам №26 (п.5, п.16) аудитору в ходе ревизии надлежит выяснить:
Сколь учетная политика прошлого периода схожа с политикой | Определенной на проверяемый период относительно сопоставимой отчетности и отдельных существенных показателей |
Вносились ли при модификации учетной политики | Подобающие коррективы с целью отображения следствий изменений |
Раскрыты ли видоизменения учетной политики | В отчетности должным образом |
Правовая база
До 1.01.2009 требования касательно учетной политики регламентировало Положение по бухучету ПБУ 1/08, принятое Приказом Минфина РФ №60н от 9.12.1998.
6.10.2008 Приказом Минфина №106н было ратифицировано ПБУ 1/2008, какое вступило в силу 1.01.2009. Что касается непосредственно процедуры проверки учетной политики, то унифицированных стандартов не принято.
Тип проверки разрабатывается индивидуально в каждом конкретном случае. Однако все операции аудита должны отвечать действующему российскому законодательству.
Процесс аудита подобного типа регламентируется ФЗ №307 от 30.12.2008 «Об аудите».
Помимо прочего аудиторы при проверке учетной политики должны руководствоваться такими нормативами как:
- ФЗ №129 от 21.11.1996 «О бухучете».
- План счетов бухучета и Инструкция по применению оного, ратифицированные Приказом Минфина №94н от 21.10.2000.
- ПБУ, принятое Приказом Минфина №34н от 29.07.1998.
- Приказ Минфина №67н от 22.07.2003.
Аудит учетной политики предприятия ↑
Информационная база для знакомства с содержательной частью учетной политики предприятия включает в себя:
- приказ либо распоряжение об учетной политике;
- рабочий план счетов бухучета;
- перечень учрежденных форм первичной документации и документальных форм внутренней бухотчетности;
- правила по документообороту и методикам обрабатывания учетных данных;
- учрежденные методы учета некоторых показателей;
- иные приложения.
Аудитору важно обнаружить любые значимые сведения, касающиеся учетной политики ООО или иного субъекта.
Нужно определить отличия действующей учетной политики от применявшейся ранее и выяснить, каковые изменения существенно повлияли на оценку отчетности пользователями.
Оцениваемые критерии
После изучения и анализа наличествующей информационной базы аудитор определяет, не является ли формальностью отношение руководства к созданию и выполнению учетной политики.
Один лишь факт присутствия приказа об учетной политики и прочей распорядительной документации не может подтверждать употребление учетной политики как инструмента управления предприятием.
Аудитором проверяется, соблюдаются ли правила принятия учетной политики, утвержденные ПБУ 1/98, а именно:
Наличествует ли приказ руководства | Об учетной политике |
Утверждены ли формы | Не стандартной первичной документации, рабочий план счетов, правила по документообороту, инвентаризационный порядок, методы обрабатывания учетных данных, способы оценивания имущества, порядок контроля над хозоперациями и прочее |
Существует ли приказ о дополнениях | Привнесенных в учетную политику |
Имеется ли приказ об изменении учетной политики | — |
Оценивая полноту и верность учетной политики, аудитор должен увериться, что распорядительная документация по учетной политике охватывает сведения, какие аргументируют предпочтенные способы бухучета.
Особое внимание при этом уделяется способам, которые не описаны в нормативах, какие по законодательству либо из-за двойственности законов предполагают вариантность, какие основаны на специфике деятельности.
Если предприятием независимо разрабатываются отдельные методы бухучета, то аудитору надлежит обследовать их соответственность требованиям и допущениям, учрежденным законодательными нормами по бухгалтерскому учету.
По какой программе
Программа аудита учетной политики может несколько различаться в разных случаях, что зависит от специфики предприятия.
Но в целом аудит полноты учетной политики включает в себя такие моменты:
Исследование структуры приказа об учетной политике |
|
Проверка соответствия избранных методов учета | Обязательств и активов действующим ПБУ |
Проверка соблюдения непрерывности деятельности | Имущественной обособленности, последовательности использования учетной политики, временного определения фактов хоздеятельности |
Оценка правомерности изменений | Внесенных в учетную политику |
Предприятием должно раскрываться в пояснительной записке то, почему изменилась учетная политика, в чем суть изменений, как отображены изменения в бухотчетности, как скорректированы суммы с учетом изменений.
Рабочий документ
По завершении аудиторской проверки создается мнение аудитора относительно проверки учетной политики. Выражается оное в приложении 1.1 к аудиторскому заключению «Рабочий документ аудитора».
В этом документе обосновываются итоги проверки основных тез учетной политики.
В рабочем документе аудитора касательно учетной политики должны рассматриваться следующие вопросы:
- Кто ведет бухучет на предприятии?
- Какими нормативами регулируется работа бухгалтерского отдела?
- Как обрабатываются учетные данные?
- Какая используется бухгалтерская программа?
- Наличествует ли приказ об учетной политике?
- Учрежден ли рабочий план счетов?
- Утверждены ли формы не стандартной первичной документации?
- Определены ли лица, располагающие правом подписи первичных документов?
- Установлен ли график документооборота?
- Очерчен ли круг лиц, отвечающих за сохранение документации?
- Определен ли инвентаризационный порядок?
- Наличествуют ли договоры о матответственности с ответственными материально сотрудниками?
- Имеет ли предприятие структурные подразделения на отдельном балансе?
- Какой употребляется метод начисления амортизации?
- Устанавливает ли учетная политика стоимостный лимит для введения активов в состав основных средств?
- Утверждены ли нормы переоценки основных средств?
- Как отображается в учете закупка и заготовка материальных и производственных запасов?
- Как списываются выпущенные в производство материалы?
- Как учитывается готовая продукция при заготовке и складировании?
- Как распределяются косвенные расходы?
- Как списываются расходы на продажу?
- Каким образом оценивается неоконченное производство?
- Утверждено ли положение о формировании резервов?
- В каком порядке учитываются траты по обычным видам деятельности?
- Иные значимые вопросы.
На примере организации
Процедура аудита учетной политики постоянно совершенствуется. Потому в преддверии проверки желательно ознакомиться с порядком на примере какой-либо организации.
Наиболее значимыми моментами при этом являются план процесса, программа, важные нюансы, завершающий этап. Законом не утверждены программа и план аудита учетной политики.
Но в большинстве случаев процедура состоит из двух основных этапов. На первом проводится контроль формирования и применения учетной политики организации.
Затем заполняется итоговая таблица, в которой на каждое действие аудитора приходится подобающий комментарий.
В процессе ознакомления с учетной политикой и анализа документов предприятие обязано предоставить аудиторам всю документацию, касающуюся учетной политики, бухгалтерской отчетности и внутренней отчетности.
При этом согласно закону аудируемый субъект не вправе запрещать аудитору доступ к необходимой для проверки информации.
Нюансы для предприятия общественного питания ↑
Основная особенность финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного питания в том, что таковая сочетает элементы торговли и производства.
Производственная деятельность таких учреждений включает в себя три взаимосвязанных процесса – заготовку сырья для производства готовой продукции, выработку готовой продукции и реализацию продукции.
Поэтому аудит предприятия общественного питания осуществляется аналогично аудиторской проверке, как сферы торговли, так и сферы производства.
Как правильно провести аудит кредиторской задолженности, читайте здесь.
Какова методика проведения аудита поставщика, смотрите здесь.
Главные задачи при проведении аудита на предприятии общественного питания это проверка полноты и правильности отображения операций по приходованию материальных ценностей, калькулированию себестоимости готовой продукции, списанию запасов в производство.
Также значимо определение финансового итога деятельности и отражения оного в бухгалтерской отчетности.
Аудит учетной политики это важный процесс, имеющий немало особенностей. Потому крайне желательно подготовиться к нему заранее.
Аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности финансовой отчетности, должно в равной степени охватывать и данные об учетной политике.
Если в процессе проверки выявлены несоответствия реального ведения бухотчетности утвержденным способам, то в итоговой части аудиторского заключения должны наличествовать особые оговорки относительно несоответствующих моментов.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.