🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Что такое аудит персонала
На каждом предприятии рекомендовано проводит аудит персонала. Но что это такое и какие правила его осуществления устанавливаются правительством и внутренними документами компании?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Есть несколько видов аудита, и одним из популярных является аудит персонала. Аудит проводят на базе принципов профессионализма, независимости, достоверности, честности и объективности.
Но каков порядок и особенности осуществления проверки?
Общие сведения ↑
Определим, как функции проведения аудита персонала и какие законодательные документы являются основными.
Определения
Аудит персонала – это система консультационной поддержки, аналитического оценивания и независимых экспертиз кадрового потенциала компании.
Выполняемые функции
Цель проверки – оценить эффективность и производительность работы сотрудников, от чего зависит величина прибыльности предприятия.
Есть несколько задач проведения аудита:
Определение соответствия организационного и кадрового потенциала | Цели и стратегии развития фирмы |
Выявление соответствия работы | Сотрудников и структуры управления фирмы нормативным актам |
Определение эффективности деятельности компании | И отдельных структурных подразделений |
Выявление причин возникновения сложностей | И определение путей их решения или уменьшения негативного влияния |
Проверка осуществляется относительно:
Процессов | Управленческих и кадровых, их соответствия цели и задачи компании |
Структуры | Ее эффективности и адекватности |
Персонала | Качества, численности, распределения внутри предприятия, качества резервов |
Главным назначением аудита персонала является определения наличия резерва повышения степени отдачи сотрудников.
Преследуются такие цели:
Информационные | Информируют работников |
Создание резервов на выдвижение | Когда речь идет о карьерном росте |
Определение, какие потребности в обучении | Чтобы разработать план обучения, подготовить сотрудников |
Административные | При принятии кадрового решения о повышении, понижении, увольнении |
По усовершенствованию | Коммуникативных связей |
Дифференциации | Оплаты за работу |
При оценивании сотрудников осуществляются такие функции:
Конструктивные | При принятии кадрового решения |
Координационные | Информационное обеспечение управления, когда цель – повысить эффективность деятельности фирмы |
Контрольные | Проверяются соответствующие характеристики (качества сотрудников, индивидуальный вклад и т. д.) |
Аналитические | Оценивание является информационной основой для анализа |
Коммуникационные | Оценивание как способ донести до работника признание результата труда, это сигнал для изменения поведения и обеспечения обратной связи |
Мотивационные | Оценивание является важным мотивационным средством, так как покажет форму проявления трудового поведения или отношения к работе |
Законные основания
Проведение аудита персонала осуществляется в соответствии с правилами, прописанными в:
- ФЗ от 7.08.2001 № 119.
- Постановлениях, что были приняты чиновниками, указах президента.
- Федеральных стандартах аудиторской деятельности.
- Внутреннем порядке деятельности аудиторов.
- Инструкциях предприятия.
- ТК России и др.
Аудит персонала в системе управления организацией ↑
Источниками данных при аудите является:
- учредительная документация;
- анкета, опросник, шкала;
- решение о назначении на должность;
- образец штатного расписания;
- внутренний трудовой распорядок;
- приказ;
- форма Т-2;
- законодательные положения;
- трудовая книжка и т. д.
Типы проверки:
Текущая | Которую осуществляют по определенным регламентам за конкретные периоды |
Оперативная | Осуществляется на основании распоряжения руководителя |
Регулярная | Характеризуется систематичностью |
Панельная | Ее проводят с определенной периодичностью и неизменными методиками на той же группе лиц |
С учетом полноты охвата:
Полная | Когда охвачено все объекты |
Локальная | Охвачено определеннее группы объектов |
С учетом методики анализа:
- тематическая;
- комплексная;
- выборочная.
По уровням проведения:
- стратегическая;
- управленческая;
- тактическая.
Какие бывают виды сопутствующих аудиту услуг, читайте здесь.
Аудит может быть внешним и внутренним. По итогам аудита можно дать оценку:
- коэффициента кадрового обеспечения и потребности в сотрудниках;
- качественной структуры персонала по управлению;
- необходимости обучения;
- инновационного потенциала и т. д.
Организации труда
Выделяют несколько этапов проведения аудита сотрудников:
На подготовительном определяется цель, срок и задача | Подбирается персонал для проведения процедуры. Также проводят инструктажи аудиторов, разрабатывают планы, в соответствии с которыми собирается, предоставляется информация |
На этапе сбора данных проводят мониторинги сотрудников | Проверяют документы, проводят беседу, обрабатывают статистические сведения |
На этапе обработки и анализа полученные сведения | Обрабатывают и формализуют в таблицы, графики, схемы. Далее данные оцениваются при сравнении с аналогичной компанией |
На заключительной стадии готовят отчет о результате проверок | Формулируют выводы, даются рекомендации, при соблюдении которых возможна рационализация труда сотрудников и улучшение службы персонала компании |
При подборе кадров
Рассмотрим параметры аудита кадрового процесса:
При планировании трудового ресурса | Оценивается их наличие, цели, условия и перспективы развития компании, будущей необходимости в работниках. Оцениваются программы соответствия цели, перспективе развития предприятии |
При наборе сотрудников | Оцениваются перспективы внутреннего и внешнего источника привлечения лиц, адекватность метода набора |
При отборе сотрудников | Оценивается результативность разработанных программ процессов, анализируется изменения кадрового потенциала |
При аудите адаптации персонала | Оценивается, насколько эффективны методы адаптации работников, обнаруживают проблемы, что возникают при адаптации |
При аудите обучения работников | Оценивается программа, разрабатывается и апробируется альтернативная программа |
При работе | Оценивается, насколько результативны методики |
Если перемещаются сотрудники | Оценивается, эффективна ли система кадрового мониторинга, дается оценка результативности метода планирования карьеры |
При подготовке руководящих лиц | Анализируется и проектируется управленческая деятельность в компании, оценивается управленческий потенциал, определяется потребность в подготовке сотрудников |
Расчетов по оплате труда
Цель – установить, соответствует ли используемая методика по учету и налогообложению операций по оплате работы и расчетам с сотрудниками нормативной документации.
Задача:
- оценить систему расчета с сотрудниками;
- соблюсти законодательные нормы;
- оценить состояние учета аудируемого периода;
- оценить, в полной ли мере отражаются операции в бухучете;
- проверить, соблюдаются ли нормы по расчетам с внебюджетным фондом.
Информационной базой являются законодательные акты, внутренняя документация предприятия, первичка, регистры по синтетическому и аналитическому учету, отчеты, иные документы.
Проверка расчетов с сотрудниками состоит из нескольких этапов. Проверяется трудовая дисциплина и учет отработанного времени в соответствии с табельным учетом.
Проводится аудит табелей учета рабочего времени, выясняют, правильно ли начислено зарплату по расчетно-платежным ведомостям, расчетному листу, лицевому счету.
Рассматривается, есть ли необходимые документы, составлены ли они по унифицированной форме, правильно ли проведены расчеты.
Затем контролируют, правильно ли начислены пособия по временной нетрудоспособности и сумм за отпуск. Выясняют:
- есть ли документальное подтверждение начисленных сумм;
- соблюдаются ли законы при начислении.
Проверяют удержания из заработанных сумм – тех, что являются обязательными и инициативными. Определяют, обоснованно ли применение налогового вычета по НДФЛ, правильно ли определен налоговый платеж.
Обязательно проверяют, правильны ли расчеты заработка, что должен перечисляться после удержания.
Рассчитываются суммы и сопоставляют их с суммами, что отражаются в платежной ведомости. На завершающей стадии рассматривают бухучет по счету 70.
Аттестации персонала
При аудите персонала:
Оценивается кадровый потенциал | Количественные характеристики сотрудников |
Диагностируется кадровый процесс | Оценивается, насколько эффективны управленческие процедуры |
Аттестацией называют процедуру формализованного систематического оценивания соответствия степени труда, качества и потенциала личности определенных сотрудников требованиям осуществляемой работы на рабочих местах за конкретные периоды.
При осуществлении аттестации сравниваются сотрудники не между собою, а определяется их соответствие требованиям к должности.
При аттестации решается ряд задач:
- проводится аудит сотрудников;
- проверяется, точны ли требования к сотрудникам, и каковы критерии их оценивания;
- выявляются слабые места;
- оценивается, насколько ценны сотрудники для предприятия;
- составляются планы обучения;
- принимают решение об изменении суммы заработка после аттестации.
Управления кадрами
При кадровом аудите рассматриваются такие вопросы:
- каковы особенности управления компанией;
- линейное управление подчиненной организационной функции в рамках его объектов.
Благодаря кадровому аудиту линейные менеджеры имеют понятие о вкладе подразделения в развитие предприятия, происходит формирование профессионального образа менеджеров.
При аудите:
- оценивается политическое и практическое состояние управления сотрудниками;
- определяется, соответствует ли практика управления принятым нормам;
- разрабатывается план действий по усовершенствованию практики и политики.
При проведении проверки стоит дать ответ на такие вопросы:
- Отвечают ли службы управления персоналом за внешнюю среду.
- Эффективна ли организация службы управления для того, чтобы выполнять функции, интегрировано ли политику и практику в стратегическое управление.
- Входят ли в состав службы управления компетентные лица.
Проверка осуществляется по нескольким уровням:
Стратегическому | При котором выявляется уровень согласования управленческой политики с целью предприятия |
Управленческому | При котором рассматриваются конфликты службы управления сотрудниками с линейным менеджером, на уровне правильного использования рекомендаций |
Операционному | Когда рассматривается, правильны ли отдельные процедуры |
Формирование отчета
Последним этапом проведения аудита является обобщение и представление результата, вывода и рекомендации. Готовится отчет, в котором рассматриваются разные пути улучшения деятельности по управлению персоналом, в том числе и внедрения новой технологии.
Отчет отражает предложение модификации существующей процедуры по управлению, усовершенствованию документов, уточнениям. Проводят оценивание результативности проверки.
На примере предприятия
Разберем особенности аудита на примере предприятия «Гранд». До проверки составили письмо с выражением согласия на осуществление аудита, а также договор.
Объектом проверки стали кадры компании, турагентства и магазина розничных продаж детской продукцией. Фирма работает на УСН и ЕНВД.
Документальными источниками стали:
Форма 4 | — |
Регистры бухучета | Учредительная документация, штатное расписание, приказ, форма Т-2 и т. д. |
Проверяется период с 15 июля 2008 по 1 мая 2010. Показатель планируемого аудиторского риска – 0,6, а существенность – 1,59%, показатели трудоемкости – 30 чел.час.
Действия:
- Формируется аудиторская группа.
- Распределяются аудиторы согласно профессиональным качествам и должностному уровню.
- Проводится инструктаж каждого члена команды.
- Проводится проверка в соответствии с составленной программой.
- Контролируется, как выполняется план.
- Разъясняются методические вопросы относительно реализации аудиторских процессов.
- Проводится совещание с руководителем фирмы по результату аудита.
- Готовится отчет.
- Готовится письменное заключение.
- Проводится еще одно совещание с руководителем компании
При аудите персонала:
- Проверяются рабочие документы.
- Проверяется, правильно ли оформлена первичная документация.
- Оцениваются личностные качества сотрудников.
- Проверяется, правильно ли проведена аттестация.
- Оценивается уровень производительности сотрудников
- Изучаются экономические и социальные показатели работы фирмы и т. д.
При проведении анализа аудита работников время составляет 30 минут в конфиденциальной обстановке.
По итогам заполнения анкеты составляют таблицу ответов всех респондентов, учитывая коэффициенты личного взаимодействия, служебного взаимодействия, симпатия и антипатий и т. д.
Что такое стандарты аудиторской деятельности, читайте здесь.
Порядок проведения внутреннего аудита информационной безопасности, смотрите здесь.
Далее даются отчеты о каждом сотруднике. Выявлено, что организационная структура компании имеет не четкое построение.
Так как структура не развита, директор вовлекается во все аспекты деятельности работников. Даются детальные комментарии к профилю компетентности персонала и рекомендации по всем лицам в отдельности.
Результат проведения проверки работников – большие объемы достоверных данных, что позволят сформировать представление о положении в фирме. Будут получены сведения о том, какое восприятие лицами своей деятельности и коллег.
Так выявляют проблемы, что могут возникать в трудовом процессе. Полученные данные – основание для формирования системы коррекционных процедур.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-60-09
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.