Что такое аудит нематериальных активов
В статье пойдет речь о нематериальных активах. Что представляет собой аудит активов, по какой методике проводится, какие документы нужны – далее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Хозяйственная деятельность предприятий невозможна без использования активов нематериального типа. Они составляют основу этой деятельности. Необходимо знать, как правильно вести учет НМА, списывать их и проводить инвентаризацию.
Общие сведения ↑
Нематериальные активы отображаются в отчетности. Подразделяются на 2 типа – объекты интеллектуальной собственности и другие виды активов.
На этапе планирования проверки аудитор должен определить степень существенности, выяснить риски аудита и процедуры, которые используются при проверке.
При проведении проверки аудитор должен взять во внимание следующее:
- не могут считаться НМА качества гражданина, его специализация, трудовая способность;
- факт наличия активов должен подтверждаться документами;
- изначальная стоимость должна устанавливаться правильно;
- должны соблюдаться правила списания средств;
- должна начисляться амортизация;
- правильное ведение учета.
Последовательность проведения операций по аудиту активов следующая:
- Изучить положения политики учета.
- Оценить уровень надежности системы контроля.
- Проанализировать состав средств.
- Определить объем позиций для осуществления инвентаризации.
- Анализ движения активов.
- Проверить правильность оценки.
- Проверить состояние учета.
Осуществляет проверку аудитор. Чтобы достичь цели, он должен:
- дать оценку контроля внутри организации;
- выявить методы;
- разработать программу.
Объектами НМА являются:
- право на создание, образец и нужную модель;
- авторские права на использование программ;
- право собственника на товарный знак и его использование;
- расходы организации;
- репутация.
Чтобы объект признать нематериальным активом, необходимо выполнение нескольких условий:
- не должно быть физической структуры;
- возможность отделения предприятия от имущества другого типа;
- использование продуктов, которые необходимы для нужд организации;
- применение их долгое время – минимум год.
Основные термины
Нематериальный актив | Имущество, которое не имеет материально-вещественного содержания, и применяется при производстве продукции, выполнении работы, сбыта товара в течение длительного времени |
Аудит | Проверка отчетности организаций и деятельности в общем |
Аудитор | Человек, осуществляющий проверку |
Каково его значение
Целями аудита считаются:
Оценить правдивость данных баланса бухгалтерии | Которые отображаются, а также примечания к этому коэффициенту |
Определить соответствие | Методики учета нормативным актам |
Чтобы достичь целей, необходимо решить следующие задачи:
Сделать оценку соответствий | Отчетов бухгалтерии данным учета |
Осуществить проверку правильности соотнесения | Объектов к активам нематериального типа |
Сделать подтверждение достоверности | Оценки расходов на покупку активов |
Осуществить проверку полноты и своевременности | Отображения и оформления документами учетных операций |
Подтвердить правильность документального оформления | Тех операций, которые были осуществлены предприятием |
Правовое регулирование
Порядок учета нематериальных активов регламентируется такими законами и актами:
Положение по ведению учета бухгалтерии и отчетности | Которое было утверждено Приказом № 34 Департамента финансов, принятым 29 июля 1998 года |
Приказ № 67 Министерства финансов «О формах отчетности бухгалтерии» | Принятый 22 июля 2003 года |
Федеральный закон № 119 «Об аудиторской деятельности» | От 13 июля 2001 года |
Стандарты федерального уровня аудиторской деятельности | — |
Аудит операций с нематериальными активами ↑
Программа по проведению аудита включает такие этапы:
Ознакомление | На данном этапе проводится анализ активов нематериального типа. Аудитор обязан изучить данные учета, регистры бухгалтерии подтвердить обоснованность выбора объекта в качестве актива. Также необходимо проверить оформление документа учетами |
Проверка учета поступления актива | Организация вправе покупать их за определенную сумму по соглашению о купле и продаже, получить бесплатно или как вклад в капитал. Также можно разработать самостоятельно, привлекая посторонние предприятия. Обязанность аудитора – проверить, откуда активы поступили и стоят ли они на учете |
Учет начисления списанных активов | Необходимо рассмотреть способ выбытия, имеются ли основания для их списания и подтверждение документами |
Аудит обложения налогами операций по использованию активов | Налоговый и бухгалтерский учеты могут отличаться. Чтобы выявить возможные риски, необходимо изучить учетную политику. Предугадать стоит следующие моменты – область применения, планы, документы, сроки работы групп аудиторов |
Выделяют 4 направления аудита:
- наличие и сохранность основных средств;
- аудит движения;
- правильность зачисления износа;
- правильность обложения налогами.
Цель аудита операций – дать подтверждение порядка ведения учета бухгалтерии (который действует в проверяемой организации).
Чтобы ее достичь, необходимо:
- составить план;
- дать оценку системе;
- выявить методы аудита.
Какая применяется методика
Аудитор может использовать любые средства для достижения цели. Среди основных методов выделяют:
Пересчет | Производится проверка ранее выполненных клиентом расчетов. Данный метод дает точную информацию |
Инвентаризация | Этот прием может подтвердить наличие имущества и обязательств финансового типа, дать точные сведения, применяются ли эти процессы. Во время проверки аудитор вправе следить за е проведением |
Подтверждение | При осуществлении операций участвуют третьи лица, которые могут предоставить письменное подтверждение тех данных, в которых аудитор сомневается |
Запрос | Имеет вид документа, который подготавливает руководство компании |
Интервью с сотрудниками | — |
Проверка документации | — |
Прослеживание | Применяя этот метод, можно изучить те события, которые отображаются в учете. При этом аудитор обязан выборочно проверить документацию и их запись в регистры |
Аналитические процедуры | Дается анализ и оценка информации, которую аудитор получил в ходе проверки. Этот метод нужно применять на первом этапе (планирование), когда соглашение о проверке еще не подписано |
По поводу наличия
Чтобы вести учет наличия НМА, необходимо несколько документов – акт приема-передачи, протокол собраний, акт о списании объектов.
Если у предприятия в наличии несколько типов нематериальных активов, то для каждого по отдельности присваивается субсчет.
Поступают объекты в организацию несколькими путями:
- покупка;
- предприятие разрабатывает самостоятельно;
- бесплатное получение от других организаций;
- обмен на другое имущество.
Учет осуществляется по специальным карточкам, которые ведутся бухгалтерией.
Достоверности учета
При выборе метода проведения аудита во внимание берется такой фактор, как достоверность. Методы должны вызывать доверие и давать правдивую информацию.
Что является функциями государственного регулирования аудиторской деятельности, читайте здесь.
Это будет способствовать достижению целей. Задача бухгалтерии – обеспечить достоверный учет тех активов, которые поступают в организацию.
Проверка выручки
Продаже подлежит не объект активов, а право на его использование. В учете необходимо отобразить выручку, полученную от продажи. Если ее сумма выше стоимости НМА и расходов на его приобретение, то разница списывается по проводке Д 91 К 99.
Выбытия НА
Цель этой проверки – достичь уверенности в том, что операции по выбытию активов отображаются в отчете бухгалтерии вовремя, согласно требованиям законодательных актов.
Задачи аудитора при этом следующие:
Просмотр необходимых документов | Проведение опросов руководящих лиц с целью выявления причин, по которым активы выбыли |
Определение факта | Продолжают ли активы приносить пользу организации, не утратили ли они эту способность |
Установить, правомерно ли списали с учета активы | Правильно ли это оформлено документами |
Нематериальные активы могут выбывать в следующих случаях:
- окончание срока действия права предприятия на итоги деятельности;
- передача по соглашению;
- переход прав к другим лицам с отсутствием соглашения;
- дарение;
- недостача актива в ходе проведения инвентаризации.
Когда выбывает актив нематериального типа, сумма амортизации (которая накопилась за весь период) списывается в дебет по счету 05 с кредита 04.
Если передача безвозмездная, то платить налог будет та сторона, которая передает актив. Все доходы и расходы в процессе выбытия должны отображаться в отчете бухгалтерии.
Перед тем, как списать актив, организация должна удостовериться, что он больше не пригоден к использованию. Чтобы это сделать, руководитель предприятия должен создать комиссию (в которую обязательно входит бухгалтер).
Ее обязанность – выяснить причину списания объекта и на основе этого составить акт. Затем передать его в бухгалтерию для списания актива. Активы нематериального типа служат длительное время.
В Гражданском кодексе содержатся сроки, в течении которых права на пользование активом действуют:
20 лет | Изобретения |
10 | Полезные модели |
15 | Промышленные образцы |
Права на знак товара действительны 10 лет. Срок можно продлить. Когда он истекает, актив необходимо списать. Если объект подлежит продаже, то с баланса предприятия он списывается.
Если амортизация объекта
В обязанности аудитора входит проверка ежемесячной амортизации объектов. Сделать он может это несколькими способами – линейным, уменьшаемым остатком и списанием стоимости.
Аудитор должен выяснить, какой из способов использует проверяемая организация.
Определяются и способы начислений списанных активов – накопление начисленных сумм с использованием отдельного счета или уменьшение изначальной стоимости актива.
Есть определенные условия, которые помогают определить срок использования:
- срок, в продолжение которого действителен патент; свидетельство или прочие ограничения сроков;
- ожидаемый срок использования объекта.
Аудитор обязан проверить документацию, которая дает право пользоваться активом.
Чтобы проверить правильность амортизационных отчислений, проверяющий должен ознакомиться с такими документами:
- политика учета для цели обложения налогами;
- информационный регистр по объекту активов нематериального типа;
- учетный регистр других затрат;
- декларация о налогах на прибыль.
Какие нужны документы
Для подтверждения покупки нематериальных активов нужны такие документы:
- приемочный акт покупки объекта в качестве НМА;
- счета-фактуры на приобретение;
- документы, которые подтверждают понесенные затраты на покупку;
- платежные уведомления;
- карточка учета.
Документы, которые подтверждают продажу активов, и служат для отображения их в учете:
- соглашение отчуждения;
- счет-фактура по проданному объекту;
- акт о выбытии актива;
- учетная карточка.
Какая возникает проблема контроля качества аудита, читайте здесь.
Про аудит управленческой отчетности, смотрите здесь.
Документы для подтверждения передачи активов нематериального типа в капитал другого предприятия:
- решение общего собрания основателей общества, договор (в них должна быть дана оценка объекту);
- акт о выбытии НМА;
- учетная карточка (в которой указывается причина передачи).
О выбытии активов свидетельствуют следующие документы:
Акт о выбытии | К нему должен прилагаться договор дарения |
Счет-фактура | Если объект был передан на безвозмездной основе |
Таким образом, активы нематериального типа – составляющая часть хозяйственной деятельности предприятий. Они подлежат учету, инвентаризации и списанию по окончании срока действия.
Активы могут покупаться, поступать от посторонних организаций. Все действия, которые осуществляются с активами, подлежат отображению в отчетности бухгалтерии.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.