🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации в 2020 году
Предыдущая статья: Анализ кассовых операций банка
Следующая статья: Пример чек-листа для внутреннего аудита
С 01.06.2014 порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации установил новые правила.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Все руководители предприятий должны быть с ними ознакомлены. Однако, как показывает практика, в этом вопросе много непонятного.
Что нужно знать ↑
Кассовыми операциями можно назвать все операции приема, хранения и выдачи наличности, производимые компаниями во время их деятельности.
Для ограничения наличного финансового обращения каждое предприятие обязуется:
Хранить свои средства в банке | — |
Осуществлять расчеты, касающиеся обязательств перед иными организациями | Через банковские структуры безналичным расчетом |
Хранить в кассе компании наличность | В лимитных пределах |
Передавать в банковские учреждения наличность | Превышающую лимит |
Хранить в кассе фирмы сумму | Превышающую лимит для выплат по зарплате, страховке, стипендий и пенсионных выплат на временной промежуток не больше 3 рабочих дней, со дня получения денежных средств в банковском учреждении |
Инструкция ЦБ РФ регламентирует проведение кассовых операций ИП, юридическими лицами и кредитными организациями, находящимися в России.
Вся наличность, поступающая на предприятие, включая финансовые средства, которые передаются юридическими лицами, обязана быть задокументирована.
В кассовую книгу записываются все операции, касающиеся приема и оплаты финансовой наличности за все операционные дни.
Все чеки и приходные, расходные ордера, сопровождаются подписью главы компании, учреждения, предприятия или уполномоченного ими лица.
Юридическим лицам разрешено хранить наличность в рамках утвержденного банком лимита. Для сохранности финансов кассовое помещение оборудуется соответствующим образом.
Ответственным за соблюдение норматива проведения кассовых операций распределяется между руководством компании, главбухом, начальником финансового отдела и кассиром.
Банковские учреждения должны регулярно осуществлять проверку, касательно ведения кассовых операций компаниями, а при обнаружении нарушений принимать утвержденные законодательством меры.
Необходимые термины
Кассовые операции – это действия по приему и выдаче наличности, которая должна быть внесена в учет. Прием наличности в кассе компании проходит по приходным ордерам, которые должны содержать подпись главбуха или ответственного лица.
Подтверждает прием финансов подпись сотрудника кассы и главбуха, вместо которого подпись может оставить ответственное лицо.
Выдаются наличные деньги по расходным ордерам или платежным ведомостям, а также по заявлению со счетом, штампом и реквизитами.
Документация по выдаче наличности должна иметь подпись руководства и главбуха фирмы или ввиду его отсутствия ответственного лица.
Все приходно-расходные ордера, а также документы, заменяющие их, должны сопровождаться подписью кассира, а подтверждающие их документы сопровождаться штампом или подписью «Оплачено».
Также в документе должна стоять дата. Все поступления и выдача наличности вносятся в кассовую книгу.
Для кого они обязательны?
Несмотря на новые правила, введенные Центробанком, форма кассовой документации не изменились. Изменениям подверглись нормы касающиеся ИП. При этом ряд операций был значительно упрощен.
Отдельные особенности новых правил коснулись компаний и организаций, а также бухгалтеров и руководителей предприятий высшего и среднего звена. Потому что именно они несут ответственность за деятельностью предприятия.
Действующие правовые основы
С 01.06.2014 действительным является Указание Центрального Банка России №3210-У от 11.03.2014.
Документ устанавливает новый порядок проведения кассовых операций юридическими лицами, а также упрощенную форму проведения кассовых операций субъектами малого бизнеса.
Безусловно, ведение кассовых операций в России регламентирует 318-П положение о ведении кассовых операций ЦБ России от 24.04.2008 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот…».
Базируясь на изменениях в законодательстве, индивидуальные предприниматели производят упрощенный вариант учета кассовых операций.
Так, индивидуальный предприниматель освобожден от обязательства ведения кассовой книги. Также для такого вида предпринимательства утвержден свой лимит наличности в кассе.
Если деятельность бизнесмена связана с большим оборотом наличности, то для того, чтобы организовать сохранность и контроль над движением наличных денег, предприниматель должен соблюдать правила, утвержденные для юридических лиц.
Порядок оформление кассовых операций на предприятии ↑
Для приема, хранения и выплат наличных денег в любой фирме должна быть касса. Наличность в кассе ограничивается лимитом, подтвержденным банком, который оказывает услуги предприятию, предварительно согласовав с ней кассовый план.
Наличность, превышающая лимит может находиться в кассе только лишь на время выплаты заработной платы сотрудникам, т. е. 3 дня со дня получения денег в банке.
В кассу принимается наличность по ПКО с подписью главбуха или ответственного лица и выдается квитанция, подтвержденная главбухом и работником кассы.
Выдается финансовая наличность из кассы по РКО, счетам, ведомостям и иным документам. В документах запрещены исправления и вычеркивания.
Средства могут приниматься и выдаваться только в тот же день, когда был составлен документ. После завершения операций кассир подписывает ПКО, РКО и подтверждающие их документы печатью и подписью, и указывает дату.
Кроме того, на ПКО должно быть написано «Получено», а на РКО ставится пометка «оплачено». Все ПКО, РКО и иные документы должны быть зарегистрированы бухгалтером в регистрационном журнале.
Ведет кассовые операции кассир, который должен регистрировать движение денежной суммы в кассовой книге. Сама кассовая книга представляет собой форму отчетов, составленных в 2 экземплярах с помощью кальки или автоматизированным способом.
Общие правила ведения
С июня 2020 года вошел в силу новый порядок проведения кассовых операций.
Данный порядок состоит из двух частей:
Стандартный | Утвержденный для всех юридических лиц, кроме банковских структур) |
Упрощенный | Для ИП и мелкого бизнеса |
Все кассовые операции проводятся исключительно в кассе. Всю ответственность за проведение кассовых операций несет кассир.
Все про учет кассовых операций в 2020 году, читайте здесь.
Производить кассовые операции также может руководство компании или предприниматель. Подписывает кассовые документы бухгалтер, кассир и руководитель.
Если кассовые операции проводятся лично главой компании, то дополнительные подписи не нужны. С 2020 года разрешается проводить кассовые операции, используя компьютерное оборудование.
Изменения затронули ведение кассовых операций в обособленных подразделениях, для которых введен лимит на остаток наличности и оформление индивидуальной кассовой книги.
Сейчас листы кассовой книги заполняются один раз. Также снято обязательство, отдавать их в головной офис на следующий день.
Документальное оформление
На основании нововведений относительно порядка проведения кассовых операций ИП освобождаются от ведения следующей документации:
- кассовой книги;
- ПКО;
- РКО.
ИП должны вести налоговый учет доходов, а также фактических показателей своей деятельности. Теперь они могут вести кассовую документацию на электронном или бумажном носителе.
Кассовую документацию может оформлять бухгалтер, сотрудничающий с компанией по договору.
Сейчас обособленные подразделения фирмы передают листы по установленному для юридических лиц порядку, т.е. копии листов книги сдаются 1 раз в год, во время подготовки бухгалтерской и финансовой отчетности.
Теперь допустимо исправлять ошибки в кассовых документах, кроме ПКО и РКО. В настоящее время кассир может ставить печать и подписывать квитанции к ПКО.
Кассиры получили право передавать денежные средства без РКО, основываясь на книге учета наличности.
Особенности организации работы
К особенностям организации проведения кассовых операций относится:
Разрешение вести кассовую документацию | В электронной форме используя электронную подпись |
Теперь не требуются бумажные версии кассовой книги и ПКО, и РКО | Если есть электронная документация |
В электронной форме документа исправления запрещены | Для этого документ, в котором допущена ошибка, должен быть удален и заполняется новая форма |
Не требуется 2 лист кассовой книги | — |
Допускается оформление единого приходного ордера | На БСО |
Отпала необходимость в записи начальника | Касающейся сроков и сумм |
Не требуется реестр | Депонированных сумм |
Получатель наличных денег получил право записывать | Всю сумму прописью по РКО |
Если в какой-то день отсутствовали наличные расчеты | То кассовую книгу можно не заполнять |
Возникающая ответственность за несоблюдение порядка
В случае нарушения порядка работы с финансовой наличностью и несоблюдения порядка проведения кассовых операций предусматривается административная ответственность (ст.15.1 КоАП), которая влечет за собой штрафные санкции, размер которых составляет:
Должностные лица | 4-5 тыс. руб. |
Юридические лица | 40-50 тыс. руб. |
Нарушением является:
- Проведение расчетов с другими компаниями, превышающей установленный лимит суммой.
- Неполное оприходование наличных денег в кассею
- Нарушение порядка при хранении свободной наличности.
- Хранение в кассе суммы, превышающей определенный лимит.
Часто задаваемые вопросы ↑
В качестве наиболее распространенного вопроса касающегося нового порядка проведения кассовых операций в 2020 году можно рассмотреть конкретный пример. Женщина работает администратором в крупном супермаркете.
Здесь установлен порядок выплаты денежных средств клиенту за возврат товара, только если он предъявит паспорт.
Так как существует выписка из правил касающихся ведения кассовых операций, где указано, что возврат денег проводится, если получено заявление клиента.
В нем должны быть указаны ФИО, домашний адрес, а также паспортные данные покупателя. Однако случается, что клиент отказывается признавать данные правила и предъявляет ссылку на соответствующий закон или постановление.
Поскольку порядок возврата у нас практикуется с 2009 года, то меня интересует, может ли выдача средств при возврате в торговый центр производиться только при предъявлении паспорта или допускаются другие документы?
Ответ от специалиста
Ведение кассовых операций в России регламентирует прием заявления на возврат товара и РКО на получение денежных средств заполненного рукой клиента. В документе указывается ФИО, домашний адрес и паспортные данные.
Потому что один экземпляр документа, подписанный руководителем торговой точки, направляется в налоговую инспекцию.
Если возникнет спор, то торговый центр сможет предоставить в качестве доказательства того, что денежные средства были получены именно заявителем, на основании его письменного обращения.
При работе с наличной иностранной валютой
Во время оформления кассовой документации, касающейся операций с наличностью в иностранной валюте по первому номеру балансового счета, документация подбирается в порядке возрастания цифрового кода валюты на базе общепринятого валютного классификатора.
Любая кредитная организация, кроме обменных пунктов имеет право проводить проверку на подлинность банкнот сомнительного качества валюты иностранного государства. Для этого достаточно заявления клиента.
Если подлинность банкноты подтверждается сотрудником кассы, то клиенту передается денежная сумма полистным пересчетом. Заявление, написанное клиентом, прилагается в кассовую документацию.
Каждая кредитная организация в обязательном порядке должна осуществлять прием иностранных банкнот сомнительного качества от клиентов, чтобы впоследствии передать для экспертного анализа.
В банке, который предусмотрительно нанял сотрудника, исполняющего функции дополнительной проверки на подлинность иностранных банкнот, обнаруженные банкноты сомнительного качества могут рассматриваться данным сотрудником кассы.
При определении подлинности банкноты другого государства должно быть оформлено заключение, которое подтверждает подлинность иностранных банкнот сомнительного качества (из приложения 11).
Как осуществляется расчетно-кассовые операции банков в иностранной валюте, читайте здесь.
Что такое проверка кассовых операций, смотрите здесь.
Такое заключение является основанием для выписки необходимых ордеров, которые клиентам на руки не отдаются.
Если иностранная банкнота сомнительного качества будет определена в результате экспертизы как подлинная, то по усмотрению клиента она может быть:
Возвращена клиенту | — |
Денежные средства будут выплачены в российских рублях эквивалентно курсу иностранных валют | Которые определены данной кредитной организацией на текущее время |
Все средства зачисляются на счет клиента | В утвержденной кредитной организации валюте |
Вся денежная масса перечисляется на счет клиента | В российских рублях по курсу иностранных валют, определенных кредитной организацией на текущую дату |
Иностранные банкноты сомнительного качества, обнаруженные сотрудниками кассы, должны быть переданы специалистам для проведения экспертной оценки по письменному заявлению клиента.
Передача клиенту результатов экспертного анализа производится кредитной организацией, причем с клиента не должно удерживаться комиссионное вознаграждение.
Как быть индивидуальным предпринимателям
Базируясь на внесении изменений в порядок осуществления кассовых операций в России, индивидуальные предприниматели приобрели право не утверждать лимит остатка наличных денег в кассе.
Начиная с 1 июня 2020 года любой ИП, осуществляющий учет доходов или доходов/расходов и иных объектов касающихся налоговых платежей, а также фактических показателей, которые могут характеризовать разновидность предпринимательской деятельности, получили право отказаться от ведения кассовой книги.
Подбивая итог, следует выделить несколько базовых моментов, связанных с ведением кассовых книг.
Внесенные в закон правки являются обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности. При этом индивидуальные предприниматели могут использовать упрощенный способ учета кассовых операций.