Что такое социальная отчетность в 2020 году
Не существует единого подхода для определения социальной отчетности. Известен ряд авторитетных методик, касающихся данного вопроса. Но что же в реальности являет собой социальная отчетность в 2020 году?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Старания российских компаний, сконцентрированные на содействии локализованным сообществам и на стабильном развитии территорий, способствуют не только подходящим условиям развития бизнеса, но и обеспечивают дивидендные прибыли. Таковые выражаются в умножении «социального капитала».
Одна из наиболее действенных методик подобного воздействия это социально ответственное ведение бизнеса. Вариантом предъявления итогов общественности становится социальная отчетность компаний.
Базовые сведения ↑
Среди российских компаний все большую популярность приобретает социальная отчетность.
По итогам статистических опросов почти половина из опрошенных менеджеров считает, что данный вид отчетности должен стать обязательным.
Что касается непосредственно населения, то большинство считает, что такие отчеты должны быть заверены независимым органом.
Около двух третей опрошенных граждан думает, что гарантией достоверности является подтверждение отчетности государством.
И почти половина обывателей ответили, что в большинстве случаев достаточно собственной отчетности компаний.
В России о социальной отчетности впервые активно заговорили в конце 1990-х годов. Данное понятие неразрывно связывалось с социальной ответственностью.
В 2004 году на ноябрьском XIV съезде РСПП была утверждена «Социальная хартия российского бизнеса». Она заключила в себе основополагающие принципы деловой практики как социально ответственной.
Немногочисленные постулаты данного документа касаются не только финансовой и экономической стабильности, но и взаимоотношений с обществом и участия в его развитии.
Для кого же предназначается социальная отчетность? Потенциальную целевую аудиторию можно поделить на несколько категорий:
- инвесторы, акционеры и сотрудники компании;
- СМИ;
- непосредственные потребители;
- общественность;
- государственные структуры;
- бизнес-партнеры и поставщики;
- конкуренты.
На данное время лишь немногие компании выпускают отдельный социальный отчет. По большей части информация подобного типа включается в годовой отчет.
Статистика показывает, что двадцать процентов опрошенных компаний вообще не формируют такие сведения в сводном виде.
На собственном сайте социальную отчетность размещает около двенадцати процентов компаний и только около девяти процентов печатают специальные брошюры, описывающие социальные программы.
В основном стандарты социальной отчетности предполагают двухлетний цикл ее подготовки. Такой срок дает возможность подготовить основные показатели с учетом пожеланий заинтересованных сторон.
Определения
Социальный отчет являет собой инструмент публичного характера, позволяющий информировать пользователей о темпах реализации стратегических задач компании, ее основной миссии, социальном благополучии, экономической стабильности и экологической неизменности.
Социальная отчетность делается следствием продолжительного диалога с самыми разными заинтересованными категориями.
В ней сводятся разнообразные мнения, закрепляются предопределенные обязательства организации, подытоживаются исполненные задачи.
Стандартами социальной отчетности называются сборники правил, положения, руководства, которые определяют основные требования к отчетности частных компаний по результатам их деятельности относительно корпоративной социальной ответственности (КСО).
Стандарты становятся основой для социального учета, отчетности и аудита. Многие большие компании применяют стандарты при формировании социальной отчетности наряду с МСФО.
Термин, звучащий как «корпоративная социальная ответственность», характерен лишь для российского бизнеса.
Мировая практика применяет несколько иное звучание corporate sustainability reporting, что означает «корпоративная отчетность в области устойчивого развития».
В соответствии с классическим определением Еврокомиссии основные функции корпоративной социальной отчетности это добровольное участие компании в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.
В целом социальная отчетность не что иное, как движение бизнес-сферы навстречу обществу, изъявление со стороны компаний доброй воли.
Во многих государствах она давно стала эффективным инструментом государственной политики. В России социальная отчетность это относительно новый вид взаимодействия общества и бизнеса.
Российские компании только недавно начали пробовать свои силы, выпуская первые отчеты сразу за несколько лет.
Постепенно срок составления минимизируется до одного года, и компания может ежегодно готовить социальный отчет. Отчетность с годовым циклом характерна и в международной практике.
С какой целью формируется
Наличие социальной отчетности дозволяет:
Предоставить общественности комплексные результаты | Экономической, социальной и экологической деятельности |
Осуществить самооценку по этим направлениям | — |
Вести двусторонний диалог с заинтересованными пользователями | Выявлять ожидания, выяснять мнения сторон |
Укреплять доверие | Со стороны сотрудников, партнеров, акционеров, клиентов, общественности, СМИ, органов власти |
Готовить базу для разработки | Стратегии будущего развития компании |
По сути, социальная отчетность проявляется инструментом менеджмента и стратегического планирования. С ее помощью удается осуществить позитивные изменения, как во внутренних процессах управления, так и во внешних.
Одной из основных составляющих такой отчетности становится оценка и мониторинг внутренних управленческих процессов в компании.
Как это управленческая отчетность, читайте здесь.
Это способ общаться с внешним миром, предвидеть риски и принимать своевременные действия по их предупреждению.
Для внешних пользователей социальная отчетность представляет объект анализа и сравнения. Именно поэтому столь важна сопоставимость предоставленных в отчетности данных.
Законные основания
На данное время в России отсутствует конкретный универсальный документ, касающийся стандартизации социальной отчетности.
Как правило, российскими документами, играющими роль стандарта, регламентирующего социально ответственное поведение для компаний, признаются:
Социальная хартия российского бизнеса | Созданная РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
Кодекс предпринимательской этики | Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) «Двенадцать принципов ведения дел в России» |
Меморандум о принципах | Корпоративной социальной ответственности от Ассоциации менеджеров России |
Стандарт «Социальная ответственность организаций | Требования» (CSR-2008) от Всероссийской организации качества |
«Базовые индикаторы результативности | Сформированные РСПП в дополнение к Социальной хартии |
«Социальная ответственность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ. Методические рекомендации» | От ТПП РФ |
Особенности оформления документов ↑
Наилучший не финансовый отчет содержит сведения, дозволяющие оценивать:
- качество и численность нематериальных активов;
- компетентность менеджмента и качественность управления;
- степень управления не финансовыми рисками;
- потенциал организации и главные ее стратегические приоритеты.
Особенность социальной отчетности в том, что при ее составлении осуществляются диалоги со многими заинтересованными лицами.
Таковые обретают возможность высказывать свои пожелания и мнения касательно того, какая информация должна присутствовать в отчетности.
Особенности формирования социальной отчетности еще и в том, что к традиционному отчетному периоду в один год компания может прийти постепенно.
На начальной стадии создания социальных отчетов организация может готовить отчетность за период от двух до пяти лет, постепенно восстанавливая историю своей деятельности.
Постепенно отчетный период по социальной отчетности сокращается до одного года.
Какие бывают формы
Относительно подготовки и последующего оформления социальной отчетности отличают такие формы как:
- отчетность свободной формы;
- стандартизированный отчет;
- комплексный отчет по различным методикам.
За последние годы наибольшее распространение получили стандартизированные формы. Это обусловлено тем, что свободные отчеты не способны обеспечить достоверность сведений и сравнимость с подобными документами.
Потому свободная отчетность не может признаваться и оцениваться международными организациями.
Основная часть крупных компаний ведет ежегодную подготовку отчетов соответственно признанным международным стандартам.
Для социального работника
Социальные работники ежемесячно готовят отчеты о проделанной работе. Их отчет преследует цель двоякую. С одной стороны демонстрируется объем и сроки предоставления различных социальных услуг.
С другой стороны это способ прописать финансовую часть работы и получить от заказчика средства на оплату услуг, не включенных в бесплатный перечень.
В процессе своей деятельности социальный работник ведет дневник, регулярно отражая в нем все подробности оказываемых услуг. В конце месяца на основании дневника составляется отчет.
Оный представляется непосредственно руководству организации-работодателя. Отчет может быть затребован прокуратурой или иными вышестоящими инстанциями в случае поступления жалоб от заказчика.
В основном социальный отчет социального работника не связан с материальной ответственностью.
В нем подробно описываются возникшие проблемные ситуации, меры для их разрешения и результаты, как позитивные, так и негативные.
Для благотворительных организаций
Деятельность благотворительной организации направлена не на получение прибыли, а на осуществление благотворительных действий по отношению к обществу в целом и к отдельным лицам в частности.
Это обуславливает особенности составляемой ими социальной отчетности. Так социальный отчет благотворительных организаций содержит данные о:
- финансовых и хозяйственных действиях организации, соответствующих нормам применения имущества и траты средств благотворительных обществ;
- составе действующего органа управления;
- содержательности и составе благотворительных программ;
- следствиях деятельности.
Социальную отчетность благотворительные организации подают ежегодно в орган, который принял решение о госрегистрации, одновременно с годовым отчетом о финансово-хозяйственной деятельности для налоговой службы.
Обязанностью получившего отчетность органа становится обеспечение открытого доступа к данным для СМИ, а значит и для всех заинтересованных сторон.
Для российских компаний
На день сегодняшний принципиальные требования к социальной отчетности отсутствуют. Также не имеется и каких-либо принципов соответствия.
Попытки сформулировать универсальные критерии социального отчета успехом не увенчались. По-прежнему многие российские компании создают отчеты в виде брошюр свободного содержания.
Именно это стало причиной поиска способа для выделения полноценных отчетов из общей массы. Решение было найдено в виде заверения социальной отчетности.
Полноценными социальные отчеты российских компаний считаются, если они подтверждены профессиональным аудитом и общественными слушаниями.
Стандарты социальной отчетности
Бытуют разные стандарты для социальной отчетности. Чаще всего применяются получившие международное признание, например:
Стандарт АА 1000 | Основывается на оценивании успешности компании в социальной, экологической и экономической сферах. Содержит критерии, позволяющие провести этический и социальный аудит деятельности организации |
Стандарт SU 8000 | Главным его упором является улучшение условий труда сотрудников |
Стандарт ISO 14000 | С его помощью очерчивается социальная ответственность компании по следованию экологическим требованиям на производстве |
Каков главный принцип составления
Основными принципами составления социальной отчетности являются:
- содержательность и нейтральность;
- сравнимость и сопоставимость;
- полнота и достоверность;
- своевременность и регулярность;
- последовательность;
- непрерывное усовершенствование.
Но главным принципом признается принцип коммуникации. То есть компания не должна подходить к составлению социальной отчетности с точки зрения сугубо внутренних интересов.
Социальный отчет не должен становиться инструментом внутреннего управления. Это средство укрепления общественной ответственности.
Какая отчетность сдается некоммерческими организациями в 2020 году, читайте здесь.
Существует ли добровольная экологическая отчетность на предприятий, смотрите здесь.
Главной целью социальной отчетности должно быть обеспечение прозрачности деятельности, что и является основной задачей социальной ответственности бизнеса.
Система по подготовке социальной отчетности еще мало применима в России. И в первую очередь связано это с отсутствием нужного опыта и нехваткой опытных специалистов.
Но все же российский бизнес солидарен с зарубежными коллегами в вопросе потребности осуществления последовательной и взвешенной социальной политики.
При этом социальная отчетность играет не последнюю роль, являясь способом повышения капитализации компании и результативного взаимодействия с обществом.
Это значит, что социальная отчетность как важный инструмент социальной ответственности будет развиваться и осваиваться.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.