Рубрики

Как проводится повторная выездная налоговая проверка в 2018 году

В отдельных случаях возможно проведение повторной выездной проверки налоговыми органами. Рассмотрим правила, актуальные в 2018 году.

Определим, как такой контроль выполняется. Выездная проверка – нечастое явление для тех компаний, которые не нарушают законодательства.

Содержание

Отдельные же фирмы все-таки проверяются, причем возможно и проведение повторных проверок. Каков же порядок осуществления такого контроля?

Что нужно знать? ↑

Уточним, какие сведения являются базовыми относительно проведения проверок налоговым органом. Рассмотрим определение выездной и повторной проверок выездного типа.

Необходимые понятия

Выездная налоговая проверка – вид проверки, которая проводится налоговыми структурами относительно плательщиков налоговых сумм, сборов, и лиц, что являются налоговыми агентами.

В отличие от камеральной проверки, которая проводится в стенах налоговой инстанции, с выездной проверкой работники ФНС нагрянут к вам (по месту проживания – для физлиц, по месту нахождения – для ООО).

Предварительно представители уполномоченного органа составляют план выездных проверок, в который включаются лица, деятельность которых заинтересовала ФНС.

Повторная выездная налоговая проверка – это проверка по тому же налогу и периоду, что проверялся ранее при осуществлении первой выездной проверки.

Кем осуществляется?

Обязательство проведения налоговой проверки выполняет региональная налоговая служба, в которой компания регистрировалась в качестве налогоплательщика.

При реорганизации, ликвидации проверка осуществляется вышестоящими налоговыми структурами – представители такой инстанции будет проверять, соблюдены ли все правила проверки, проводимой Налоговой инспекцией.

Проводит проверку отдел ВНП. Это может быть 2 или более инспектора, которые являются уполномоченными осуществлять подобные процедуры и назначены руководством Налоговой.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящей налоговой инстанцией в целых контроля налоговой службы, что осуществляла первоначальный контроль.

Решение о назначении повторной проверки имеет право принимать и руководство того органа, что раньше осуществлял контроль за деятельностью предприятия (при представлении уточненных деклараций).

Назначение процедуры

В налоговом кодексе не сведений о том, когда именно принимается решение об осуществлении проверки.

Но есть Концепция, в соответствии с которой проводится планирование, и где прописаны основные критерии отбора компания для назначения проверки.

Стоит руководствоваться таким документом, как Приказ РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

К примеру, основанием для включения фирмы в план ВНП может стать:

  • смена юридического адреса несколько раз за короткий промежуток времени;
  • неявка представителя фирмы на заседание комиссии по легализации базы налога (если нет уважительных причин);
  • участие предприятия в инвестиционных проектах;
  • применение льгот в увеличенных размерах;
  • занижение налоговой базы и т. д.

Концепция не содержит указания на то, какое количество фактов (оснований) должно быть зафиксировано, чтобы лицо попало в план.

Законные основания

Правила проведения выездной проверки содержатся в ст. 89 Налогового кодекса. О назначении выездной проверки также есть информация в приказе от 31.03.1999 № ГБ-3-16/67.

Установленный порядок проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика ↑

Налогоплательщикам стоит знать такие нюансы проведения выездных проверок налоговой структурой:

Проверка не может осуществляться относительного одного плательщика налогов По одним и тем же налогам
Налоговая служба не имеет права провести больше 2 проверок в одном году по одним и тем же налоговым платежам Но вот повторную проверку допускается выполнять в независимости от того, сколько было проверок в текущем году
Длительность такой проверки составляет 2 месяца, в отдельных случаях – 3 месяца Если предприятие имеет филиалы, то срок проверки увеличивается – отводится 1 месяц на один филиал
Филиалы и подразделения Могут проверяться независимо от того, осуществлялась проверка головного предприятия или нет
Отсчет времени Проведения выездной проверки начинается с того момента, как работники налогового органа прибудут на территорию плательщика налогов
Смена юридического адреса В процессе проведения проверки предполагает включение в бригаду инспекторов лиц, что уполномочены на такие действия по новому месторасположению организации

Осуществление по принятому решению (основание)

Итак, основанием для проверок выездного вида является принятое руководством налоговой решение (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК).

Форма такой справки унифицирована. Решение выносится налоговым органом по месту расположения компании или по месту проживания физлица.

Решение о том, что будет проводиться проверка крупнейшей организации, выносится налоговой инстанцией, что ставила такую фирму на учет.

Такие решения должен подписать руководитель налоговой службы или его заместитель. В таком документе указывается, кто будет руководить процессом, организовывать работу отдела, давать задания инспекторам.

Если проводится проверка обособленного подразделения, решением утверждается перечень лиц, которые будут работать по месту нахождения такого подразделения.

Документ, являющийся основанием для проведения ВНП, содержит:

Название предприятия или ФИО физлица
Сведения о предмете проверки Перечисляются виды налогов
Данные о периодах, которые будут рассматриваться Но не больше 3 лет
Должность, ФИО инспекторов, которые назначены руководством для осуществления процедуры Абз. 4. п. 2 ст. 89 НК

Как это происходит?

Проверка проводится в отношении одного или нескольких налогов. Если проверка осуществляется по федеральным налогам для предприятий на спецрежимах, предмет проверки определяется так:

«По всем налогам, сборам и страховым взносам»

Проверка может охватывать несколько периодов, но начинается не раньше того времени, как наступят сроки подачи декларации в последнем отчетном периоде.

Относительно проверки нескольких налогов и сборов устанавливается единый период, когда рассматриваются материалы компании и анализируется ее деятельность.

Если налоговая инстанция планирует провести более 2 проверок по одной компании, она должна направить мотивированные запросы в вышестоящие структуры.

При проверке будет исследовано документацию, что имеет отношение к исчислению и уплате налоговых сумм.

Налоговая инстанция обратит внимание на такие документы:

Затем будет определено метод и прием осуществления проверки учетной документации. Иногда привлекается специалист в отрасли информационных технологий.

Уделяется внимание тому:

  • соответствуют ли показатели, что отражены в декларации, сведениям в бухгалтерских отчетах;
  • полностью ли устранено нарушения, зафиксированные на прошлых проверках;
  • соответствуют ли данные отчетов сведениям синтетического и аналитического учета;
  • в полной мере и правильно ли сформирована база по налогу;
  • правильно ли применены цены на продукцию;
  • обоснованно ли применяются налоговые ставки, льготы;
  • правильно ли рассчитана сумма платежа.

Если будет выявлено правонарушение, инспектор создает доказательную базу и обеспечивает документальные подтверждения:

  • снимет ксерокопии;
  • осуществит выемку подлинника;
  • опросит свидетелей;
  • назначит экспертизу и т. д.

Работники налогового органа имеют право осматривать используемые юридическим лицом или ИП территории и помещения, объекты обложения налогом;

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК, организация не должна препятствовать проведению проверки компетентными структурами, а также предоставлять сведения, которые запрашивает должностное лицо (ст. 93 НК РФ).

Документация должен быть представлена в течение 10 дней момента из требования. При повторной проверке налоговая инстанция заново перепроверит деятельность предприятия за период, который проверялся ранее.

В таком случае возможна переоценка вывода, сделанного инспекторами при первоначальной проверке. Могут обнаружить новую недоимку по налоговым платежам.

Видео: выездные налоговые проверки

Но вот повторное назначение штрафа по уже выявленным нарушениям, не может осуществляться. Исключением являются ситуации, когда нарушения скрыты по сговору компании с предыдущим проверяющим.

Завершающий этап

На протяжении 2 недель руководителем налоговой инстанции рассматривается акт, составленный после завершения проверки, документацию, материалы, что были предоставлены плательщиком налога.

После рассмотрения таких сведений, руководство вынесет решение:

  • привлечь плательщика к ответственность за нарушения налогового законодательства;
  • не привлекать такое лицо;
  • назначит дополнительные мероприятия по налоговому контролю, если невозможно принять решение на основании результата проведенной работы.

Затем юрист налоговой службы визирует проект. Если нарушения не были обнаружены, решение выносить не нужно. Исключение – когда уполномоченное лицо решает провести дополнительные мероприятия

Возникающие нюансы ↑

Повторная проверка имеет ряд особенностей, о которых стоит помнить каждому плательщику налогов.

При подаче уточненной декларации

В Налоговом кодексе нет указания, когда именно можно предоставлять уточненную декларацию. Она может подаваться на любом этапе осуществления выездных проверок.

Прямого разрешения вопросов о правилах налогового типа администрирования при подаче уточненной отчетности нет.

Но отсутствие соответствующих положений в законах не дает права налоговым органам игнорировать данные уточненной декларации, что была представлена во время проведения проверки соответствующего налога.

Решение должно быть вынесено с учетом таких сведений (Определение ВАС РФ от 29 апреля 2001 № 16487/10).

Так как возникает обязательство по учету откорректированной информации в декларации, выездная проверка может быть продлена.

Суд придерживается мнения, что утоненная декларация должна учитываться даже в том случае, если она представлена в последний день проведения проверки.

Если подается уточненная декларация после завершения мероприятий налогового контроля, может назначаться повторная выездная проверка или назначаться дополнительные мероприятия.

Это касается и тез случаев, когда вычеты по НДС за год более 89% начисленных налогов.

Чтобы избежать выездных проверок в таких ситуациях лучше своевременно дать пояснения (на стадии проведения камеральной проверки).

Если декларацию подано с уменьшенными суммами до завершения налоговой проверки, и будет заявлено о возврате излишне перечисленных средств, лучше провести камеральную проверку.

О необходимости совмещать камеральные и выездные проверки относительного одного плательщика говорится в законодательстве, что рассматривает вопросы подачи уточненных налоговых деклараций по НДС или по акцизам (при заявлении сумм о возврате).

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

При проведении повторных проверок налоговые работники заново рассмотрят все материалы по тому же периоду.

И если результат первой проверки оспорен в судебном органе, повторная проверка все равно может назначаться. Такое мнение имеет Конституционный суд.

Но должны быть переоценены обстоятельства, что ранее исследованы и оценены судами, которые урегулировали спор между плательщиком налога и налоговой инспекцией.

В том же случае, если будут обнаружены новые обстоятельства, которые ранее не рассмотрены налоговой службой и судом, то проведение повторных проверок будет вполне законным.

Контролирующие структуры должны во всех случаях определять, может ли повторная проверка привести к тому, что будет вынесено решение, которое противоречит судебному решению.

Решение суда не спасает от повторных проверок, но может отразиться на ее результате. И, кстати, не нужно спешить с уплатой доначислений, штрафов и пеней по результатам первоначальной проверки.

Так налоговые органы решат, что вам есть что скрывать, и нагрянут с повторной проверкой. Итог таких действий – сумма доначислений будет еще больше увеличена.

Поэтому желательно оспорить результат проверки в суде. Так при проведении повторных проверок права налоговых работников будет ограничены решением суда.

Если были обжалованы в вышестоящий налоговый орган

В таком случае также возможно назначение повторной выездной проверки. При этом не имеет значение, отменено ли первоначальное решение налоговой инстанцией, проводившей проверку, при рассмотрении жалобы.

Судебные органы с такой позицией согласны. В Постановлении Президиума ВАС от 16 марта 2010 № 14585/09 говорится, что можно оспорить решение о назначении повторных проверок, если результат по окончанию первой проверки признается незаконным.

Это может быть, например, такой случай – при вынесении решения ВНП фирма состояла на учете в другом налоговом органе. В результате принято решение провести повторную проверку.

Но ВАС признает такое решение незаконным – так как первоначальная проверка не должна была проверяться, то и перепроверка не должна назначаться.

Повторная выездная проверка – процедура, которая грозит далеко не всем. Но и застраховаться от нее никто не может, точно так же, как и предугадать результат ее проведения.

Поэтому учитывайте рекомендации, которые дают законодатели относительно ведения предпринимательской деятельности и уплаты налогов. Старайтесь исполнять свои налоговые обязательства.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Бухгалтерия Онлайн © 2018 ·   Войти   · Все права защищены Наверх