Рубрики

Что делать при недостаче при инвентаризации

Инвентаризация помогает сверить фактическое наличие материальных ценностей с данными учета. Но иногда в процессе проверки выявляется недостача. Что делать в этом случае, как списать недостачу и как отразить это в учете?

В процессе хозяйствования немало предприятий сталкиваются с недостачей материальных ценностей. Таковая может возникнуть не только при хищениях, но и при ошибках учета или за счет естественной убыли.

Содержание

Как документально оформить недостачу при инвентаризации, и каким образом отобразить ее в учетной документации?

Основные моменты ↑

Любое предприятие, обладающее материальными ценностями, время от времени проводит инвентаризацию. Таковая позволяет осуществить подсчет имущества, наличествующего по факту.

Кратко алгоритм проведения инвентаризационной поверки выглядит следующим образом:

  • Создание приказа о проведении инвентаризационной проверки.
  • Формирование состава комиссии.
  • Сбор документальной базы для проверки.
  • Определение остатка ценностей по учетной бухгалтерской документации.
  • Получение расписок от ответственных сотрудников.
  • Установление фактического количества имущества.
  • Оформление сопровождающей документации.
  • Сверка итогов проверки с учетными данными.
  • Создание сличительных ведомостей по объектам, относительно которых выявлены отклонения.

Что это такое

Инвентаризацией именуется ревизия присутствия имущества предприятия на обусловленную дату посредством сличения данных бухучета и фактических показателей.

Инвентаризация выступает основным способом фактического контроля над сохранностью имущества.

Проводится инвентаризационная проверка посредством пересчитывания, перевеса, измерения материальных ценностей:

  • в производственном обращении;
  • в составе кассы;
  • на складском хранении;
  • в торговом обращении.

При инвентаризации достигают и некоторых дополнительных целей:

Выявляют неиспользуемые объекты Для их последующей реализации
Обнаруживают ценности С несоответствующим сроком годности либо подпорченные товары
Проверяют обеспечение Сохранности имущества

Инвентаризационная проверка может быть полной (сплошной) либо частичной (выборочной). Также такие проверки разделяются на плановые и внезапные.

Обязательными требованиями к проведению проверки являются:

  • неожиданность для ответственного материально лица;
  • поведение проверки комиссией;
  • действительный пересчет ценностей;
  • непрерывное проведение проверок;
  • непременное участие в проверке ответственных за сохранность лиц.

По итогам инвентаризации возможно полное совпадение количества имущества по учетным данным и по факту, наличие излишков или недостач.

Наибольшие сложности оформления возникают при обнаруженной недостаче. Ее нужно правильно списать, что зависит от причины возникновения несоответствия.

Причины возникновения

Если в результате инвентаризации выявлена недостача, это может быть обусловлено:

  • производственными издержками и особенностями обращения;
  • издержками за счет виновных лиц;
  • издержками при отсутствии виновных лиц либо при невозможности доказать виновность оных в суде.

Исходя из причины, различается способ списывания суммы недостачи в расходы. Когда в появлении недостачи виновен сотрудник, можно взыскать с него убытки, но только если он материально-ответственен.

Урон подсчитывается на основании закупочной цены недостающего объекта. В расчет не принимается упущенная выгода, наценка или возможная прибыль от использования.

Когда виновник официально не несет материальной ответственности взыскать ущерб с него можно только через суд, да и то только при наличии неопровержимых доказательств.

Если виновное лицо установить не удалось, то пропавший товар возместить или списать в расходы не удастся. Производственные издержки и потери из-за обращения должны подтверждаться документально.

Для этого оформляются различные акты порчи и недостач. При этом можно использовать как стандартные торговые документы, так и самостоятельно разработанные формы.

Законные основания

Согласно ст.12 ФЗ №129 «О бухучете» от 21.11.1996 и на основании п.26 «Положения по ведению бухучета …», принятого Приказом Минфина РФ №34н от 29.07.1998, для обеспечения достоверности бухучета организации должны проводить инвентаризацию.

В процессе таковой ревизуется и удостоверяется документально наличие имущества, его состояние и оценка.

Помимо обязательной инвентаризации руководство организации вправе проводить дополнительные проверки, самостоятельно определяя их количество в отчетном году.

Обнаруженные излишки включают в финансовые результаты по сумме рыночной стоимости выявленного лишнего имущества.

Недостачи при инвентаризации могут относиться в естественную убыль, к прочим расходам или ущербу от виновных лиц, что зависит от причины.

Порядок инвентаризационной проверки определен «Методическими указаниями по инвентаризации имущества …», утвержденными Приказом Минфина №49 от 13.06.1995.

Итоги проверки оформляются посредством унифицированных форм, учрежденных Постановлением Госкомстата №88 от 18.08.1998.

При обнаружении любого факта ненадлежащего обращения или пропажи имущества в соответствии с п.2 ст.12 ФЗ №129 надлежит провести инвентаризацию.

Только тщательная проверка может подтвердить факт наличия недостачи и обосновать сумму задолженности.

Порядок оформления недостачи при инвентаризации ↑

Как оформить недостачу? Документальное оформление возможно только после окончания инвентаризации.

К документу, в каком будет показано списывание недостачи, должен прилагаться акт о проведенных работах и иные документы, подтверждающие фиксацию товара.

Списывание осуществляется на основании норм естественной убыли и учетной политики организации.

Списать естественный убыток можно только после расчета его бухгалтерией и проверки руководством и инвентаризационной комиссией.

Служебное расследование по выявлению виновных лиц проводят, если сумма недостачи превосходит норму естественной убыли. При этом данные нормы применимы ко всем качественным и количественным товарам.

Не применяются оные относительно штучных и фасованных товаров. Ответственность за недостачу несет руководитель организации. Им определяется возможность списывания недостачи в расходы.

При списывании недостач следует придерживаться такого порядка:

Недостающие ценности списывают с кредита счетов учета в дебет счета 94 Для ОС – по остаточной стоимости, для готовой продукции и материалов – по фактической себестоимости
Проверяют возможность применения к недостаче норм естественной убыли Если применить таковые можно, то сумма списывается в затраты (с кредита счета 94 в дебет счетов 25, 26, 44)

Как ее списать

При обнаружении виновных в недостаче лиц и превышении суммы недостачи над нормами естественной убыли списывание осуществляется следующим образом:

Бухгалтер по приказу ответственного лица Списывает суммы недостачи с кредита в дебет
Проверяются документы с указанием разницы Фактической и рыночной стоимости товара
Высчитывается сумма Материального вреда предприятию
Данные предоставляются руководству организации Которое взыскивает недостачу с виновника либо обращается в суд

Когда вина должностного лица не доказана, то ответственное за проведение инвентаризации лицо уведомляется об этом письмом с постановлением суда.

Руководствуясь данным документом можно списать недостачу в дебет расходов организации. В ситуации, когда вина повинного сотрудника доказана, но оный скрылся, недостача списывается за счет чистой прибыли организации.

Приказ на удержание недостачи

В случае выявления виновного в недостаче лица, можно возместить недостачу за его счет. Главное условие, чтобы виновник был лицом материально-ответственным.

Компенсирование недостачи может осуществляться как посредством единоразового внесения виновником недостающей суммы, так и путем постепенного высчета нанесенного ущерба из зарплаты виновного сотрудника.

При этом погасить недостачу единовременно сотрудник может по своему собственному желанию. Для возмещения убытка виновным лицом руководитель издает приказ на удержание недостачи с заработной платы.

В документе указываются такие данные как:

  • должность виновного лица и его Ф.И.О.;
  • сумма к ежемесячному удержанию;
  • общая сумма недостачи;
  • ссылка на документы, подтверждающие наличие недостачи и вину сотрудника.

Оформленный приказ передается в бухгалтерию, где и сохраняется не менее пяти лет. Руководитель вправе обратиться с исковым заявлением о возмещении материального вреда в суд.

Виновник будет возмещать урон, если:

  • виновность подтверждена документально;
  • имеется письменное признание вины сотрудником;
  • присутствует официальное решение инвентаризационной комиссии о виновности конкретного лица;
  • наличествует приказ руководителя об удержании недостачи из заработной платы.

Образец заполнения акта

Когда выявлена недостача товаров по результатам проведенной инвентаризации, составляется акт о недостаче товара.

В нем указываются такие сведения:

  • дата и место составления документа;
  • состав комиссии, проводящей инвентаризацию;
  • условия хранения объектов;
  • описание и количество недостающих ценностей;
  • стоимость недостающего объекта;
  • указание материально-ответственного лица.

Документ заверяется подписями всех участников инвентаризационной проверки и составления акта. Таковых должно быть не меньше трех человек.

После составления акт передается в бухгалтерию. Здесь осуществляется сверка документа, после чего он направляется на подпись руководителю.

Если организация пожелает взыскать убытки в судебном порядке, иск должен быть подан не позже, чем через месяц после официального заверения акта о недостаче.

Нужна ли докладная записка

При обнаружении недостачи работодатель обязан потребовать объяснительную от ответственного работника.

Причем сотрудник отказаться не вправе, в течение двух рабочих дней он обязан предоставить докладную записку на имя непосредственного начальника либо главного руководителя.

Записка может составляться от руки или быть напечатанной. Главное, чтобы присутствовала личная подпись подателя и расшифровка инициалов от руки.

Оформляется сей документ на официальном бланке организации. Докладная записка подается вместе с актом проведенных работ.

В ней указывается непосредственно факт, послуживший причиной создания документа (выявление недостачи при проверке) и причины возникшей ситуации (почему образовалась недостача).

Готовую докладную записку сотрудник передает непосредственному начальнику, который проставляет на ней дату приема и присваивает документу регистрационный номер.

Отражение проводкам в учете ↑

Выявленные недостачи отображаются в бухучете на дату проведения инвентаризационной проверки. При обнаружении недостачи бухгалтер готовит справку-расчет на сумму недостачи с необходимыми проводками.

Бухгалтерские проводки зависят от причины возникновения недостачи:

Дт94 Кт01 (07, 10, 41, 43, 50) Для отображения суммы обнаруженной недостачи
Дт20 Кт94 При списывании недостачи в пределах норм естественной убыли (недостача учитывается в составе производственных издержек)
Дт73 Кт94 Списывание недостачи за счет виновного лица
Дт91.2 Кт94 При невозможности обнаружить виновное лицо или образовании недостачи вследствие форс-мажорных обстоятельств (недостача относится к прочим расходам)

Безусловно, чаще всего недостача возникает по вине материально-ответственных лиц. Это позволяет взыскать ущерб с виновника.

Однако бухгалтер обязан знать, как списать недостачу в любой ситуации. Неправильное бухгалтерское отображение данной операции может серьезно исказить учетные данные.

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Бухгалтерия Онлайн © 2017 ·   Войти   · Все права защищены Наверх